В рассказе «Уроки французского» писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано. Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне. То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И вот он начинает играть на деньги, чтобы на выигранный рубль купить себе молока. Но голод — еще не все. Ему было одиноко в этом городе, без родных, без друзей, вечно избиваемый теми, с кем он играл в «чику». Какое же счастье, что на его пути встретилась Лидия Михайловна! Оказывается, и в это трудное голодное время люди не ожесточились, были такие, как Лидия Михайловна, которая, почувствовав, что с ее учеником творится неладное, пришла к нему на И сделала она это незаметно, чтобы не оскорбить самолюбия мальчика. Она научила его преодолевать трудности, избавила от излишней застенчивости и робости сельского мальчика, попавшего в районный центр. Понимая, что она рискует потерять работу, учительница начинает играть со своим учеником на деньги — маленькая хитрость, чтобы, проигрывая самой, дать ему возможность заработать этот рубль на молоко. В конце концов, Лидии Михайловне пришлось уехать из города: директор школы застал ее за игрой на деньги. Лидия Михайловна не стала объясняться с директором, ведь тогда все узнали бы, что она, таким образом, хотела своему ученику. Она предпочла уехать. Но и в другом городе учительница не забыла о своем ученике и прислала ему посылку с макаронами и тремя красными яблоками. А мальчик видел яблоки прежде только на картинке. Этот эпизод особенно тронул меня. Я думаю, что уроки Лидии Михайловны мальчик помнил всю жизнь, а став писателем, рассказал о них.
Алеша Карамазов — умный, мужественный и благородный юноша. Он, хотя и монах и, казалось бы, оторван от обычной человеческой жизни, легко вступает в контакт со школьниками. Алеше в общении с детьми и то, что он сам недавно окончил школу. Конечно, школьникам льстит, что взрослый на равных беседует с ними, обращается на «Вы» и без притворства, на самом деле интересуется их взаимоотношениями. И ребята отвечают Алеше взаимностью. Хоть дети обычно не любят монахов, к Карамазову они относятся с уважением и интересом. Дети очень тонко чувствуют фальшь в обращении взрослых и ценят откровенность и прямоту Алеши. Карамазов в начале рассказа застает детей за таким некрасивым и опасным занятием, как бросание камней друг в друга. Он не испугался и, несмотря на полученные удары, попытался спокойно разобраться в ситуации. Дети ожесточенно забрасывают камнями одного худенького мальчика, а он с таким же ожесточением и ненавистью бросает камнями в своих обидчиков. Алеша стал между ними и попытался пристыдить ребят. Но его призывы к совести и справедливости остаются неуслышанными — школьники убеждают Алешу, что их противник сам виноват во всем. Алеша спрашивает, не доносчик ли мальчик. Вероятно, для него это самое неприятное в людях. Алеша спокойно и просто разговаривает с ожесточившимся мальчиком. Несмотря на удары камнями и глубокий, болезненный укус пальца, он не бросается на мальчишку, а мужественно переносит боль и пытается выяснить причину неприязни школьника. То, что Карамазов не поддался на провокации Илюши, вывело мальчика из состояния равновесия, и он от стыда за свое поведение убежал. Алеша с честью вышел из этой ситуации, за что заслужил безмерное уважение всех ребят. Карамазов объединил всех мальчиков, даже самых ярых противников Илюши. Он доходчиво и терпеливо объяснил им мотивы поведения этого затравленного ребенка, его внутреннее благородство и стремление любой ценой защитить честь отца. Смертельная болезнь мальчика сделала ребят его ближайшими друзьями и скрасила последние дни Илюши. Благодаря Алешиному уму и настойчивости проявились лучшие качества детей — сострадание, душевная тонкость, стремление попавшему в беду.
В рассказе «Уроки французского» писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано. Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне. То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И вот он начинает играть на деньги, чтобы на выигранный рубль купить себе молока. Но голод — еще не все. Ему было одиноко в этом городе, без родных, без друзей, вечно избиваемый теми, с кем он играл в «чику». Какое же счастье, что на его пути встретилась Лидия Михайловна! Оказывается, и в это трудное голодное время люди не ожесточились, были такие, как Лидия Михайловна, которая, почувствовав, что с ее учеником творится неладное, пришла к нему на И сделала она это незаметно, чтобы не оскорбить самолюбия мальчика. Она научила его преодолевать трудности, избавила от излишней застенчивости и робости сельского мальчика, попавшего в районный центр. Понимая, что она рискует потерять работу, учительница начинает играть со своим учеником на деньги — маленькая хитрость, чтобы, проигрывая самой, дать ему возможность заработать этот рубль на молоко. В конце концов, Лидии Михайловне пришлось уехать из города: директор школы застал ее за игрой на деньги. Лидия Михайловна не стала объясняться с директором, ведь тогда все узнали бы, что она, таким образом, хотела своему ученику. Она предпочла уехать. Но и в другом городе учительница не забыла о своем ученике и прислала ему посылку с макаронами и тремя красными яблоками. А мальчик видел яблоки прежде только на картинке. Этот эпизод особенно тронул меня. Я думаю, что уроки Лидии Михайловны мальчик помнил всю жизнь, а став писателем, рассказал о них.