Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки.Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.- Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.- Да что тут долго говорить! - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. - Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем...- Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут.Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: "Вот бы хорошо зайчиком закусить!" - как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше - хвастун Заяц - косые глаза, длинные уши, короткий хвост."Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!" - подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:- Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я... я... я...Тут язык у хвастуна точно примёрз.Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный...Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.- А ловко напугал Волка наш Заяц! - решили все. - Если бы не он, так не уйти бы нам живыми... Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..Начали искать.Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.- Молодец, косой! - закричали все зайцы в один голос. - Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка брат! А мы думали, что ты хвастаешь.Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:- А вы бы как думали! Эх вы, трусы...С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.Баю-баю-баю...
Вреальном мире “мертвых душ” есть только два героя, у которых по-настоящему живая душа, это — чичиков и плюшкин. образ плюшкина отличается от образов остальных жителей города. в поэме гоголь выделяет главу с плюшкиным, она расположена ровно посередине. глава начинается и оканчивается лирическими отступлениями, чего ни разу не было при описании других помещиков. это и показывает, что глава действительно важна. можно сказать, эта глава совершенно выбивается из общего плана. когда чичиков приезжал к другим чиновникам для покупки мертвых душ, все было однотипным: чичиков смотрел дом, потом покупал крестьян, обедал и уезжал. но глава с плюшкиным как бы прерывает эту однообразную цепочку. только у одного жителя города, у плюшкина, показана его жизни, т. е. перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого состояния. плюшкина — это трагедия его жизни. постепенно, от каждого удара судьбы его душа затвердевала. но умерла ли его душа до конца? при упоминании имени его товарища на лице плюшкина “скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства”. это значит, что в плюшкине осталось что-то живое, что душа его не застыла, не окостенела совсем. живыми у плюшкина были и глаза. в шестой главе содержится подробное описание сада плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. сад — это своеобразная метафора души плюшкина. только у плюшкина в имении находятся две церкви. из всех помещиков только плюшкин произносит обличительный монолог после отъезда чичикова. все это позволяет нам сделать вывод, что душа плюшкина не совсем закаменела. вторым героем реального мира, имеющим живую душу, является чичиков. его зовут павел, а это имя апостола, который пережил душевный переворот. так и чичиков во втором томе должен был стать апостолом, возрождать души людей, наставлять их на путь истинный. и уже в первом томе на это есть намек. гоголь доверяет чичикову рассказать о былых богатырях и этим как бы воскресить крестьян. идеальный мир “мертвых душ”, который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. в идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека. таким образом, в первом томе “мертвых душ” н. в. гоголь изображает все отрицательные стороны действительности. писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.