1. Анна Федотовна провожает сына на войну: «Игорек уходил ранним утром 2 октября 1941 года». 2. Первое письмо Игоря, в котором он сообщает, что у него все хорошо: «Дорогая мамочка! Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят...». 3. Похоронка: «Три дня Анна Федотовна кричала и не верила, и коммуналка плакала и не верила, и сосед Володя, который уже считал дни, что оставались до Медкомиссии, ругался и не верил. А еще через неделю пришла похоронка, и Анна Федотовна перестала кричать и рыдать навсегда». 4. Коммуналка во время войны: «Еще шли похоронки, еще не тускнели воспоминания, еще не остыли подушки, и вместительная кухня горько справляла коммунальные поминки 5. Сосед Володя женится на девушке Римме, в которую был влюблен сын Анны Федотовны: «Как ты мог? — сквозь слезы сдавленно спросила Анна Федотовна, когда он пригласил ее на свадьбу. — Ведь с нею Игорек переписываться мечтал, как же ты мог?». 6. Анна Федотовна становится посаженной бабушкой детей Риммы и Владимира: «Анна Федотовна сидела во главе стола, составленного из пяти разнокалиберных кухонных столиков, и соседи говорили тосты не только за младенца да молодых маму с папой, но и за нее, за названую бабку». 7. Анна Федотовна перечитывает каждый день письма: «Знала наизусть и слышала наизусть, а все равно внимательно вглядывалась в каждую строчку и ни за что не смогла бы уснуть, если бы по какой-либо причине этот многолетний ритуал оказался бы нарушенным». 8. Зрение Анны Федотовны ухудшается: «Очки, которые прописал окулист ходить, но читать Анна Федотовна уже не могла». 9. Анна Федотовна растит правнучку: «Но главной ее заботой, ее последней радостью и смыслом всего ее черного существования стала теперь голосистая безотцовщина Танечка». 10. Воспоминания Анны Федотовны: «Но каким бы Анна Федотовна ни представляла себе сына — бес ползающим, топающим, убегающим в Испанию или решающим непонятные ей задачи, — в конце концов он непременно вставал перед ней медленно спускающимся с первого лестничного марша». 11. Восьмидесятилетие Анны Федотовны: «Ей уже торжественно справили восьмидесятилетие, на которое собралась не только вся семья, но пришли сыновья и дочери тех, кто когда-то жил с нею бок о бок в голодной коммуналке». 12. Правнучка приглашает пионеров (у них в школе основывается музей памяти) к Анне Федотовне, т.к. у нее есть письма с войны: «Ваша внучка Таня со своей музыкальной школой выступала на сборе нашей пионерской дружины. А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». А она тогда сказала, что у вас фашисты убили сына Игоря и что он вам писал письма». 13. Пионеры крадут письма, оставляя только похоронку: «Нету, — тихо сказала Римма. — Похоронка на месте, фотографии, значки, а писем нет. Ни Игорька, ни второго, друга его. Только одна похоронка». 14. После этого Анна Федотовна еще не долго жила, а эти письма, которые являлись для Анны Федотовны смыслом жизни, так и остались лежать в резерве с пометкой Экспонат №: «И даже когда она умерла и перестала ощущать все живое, голос еще долго, очень долго звучал в ее бездыханном теле, а слезы все медленнее и медленнее текли по щекам. Официальный холодный голос смерти и бес теплые слезы матери».
Во время войны были созданы одни из самых пронзительных и искренних стихов и песен. Их главной задачей было поддерживать боевой дух солдат, вселять в них мысли о скорой победе. Многие участники войны признавались, что именно песни им пережить наиболее сложные моменты и сражения. Еще одна задача военной лирики - предостережение человечества. Рассказывая об ужасах сражений и гибели мирных жителей, они призывали окружающих беречь мир и не допускать повторения трагедии, чтобы никто и нигде не испытывал больше подобных страданий. + В годы Великой Отечественной войны было написано много стихотворений, многие из которых стали песнями. Именно они поддерживали солдат на фронте, вселяли в него мужество и веру в победу. Уже в первый месяц войны появится песня "Священная война В.Лебедева-Кумача: Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, мучителям людей! И сколь ко добровольцами уйдет на фронт молодых парней, услышав эти строки. В " о солдате" М.Матусовский пишет о том, что "всюду врагов своих заклятых бил солдат". Да, действительно Горели Днепр, Нева и Волга, Горели небо и поля... Одна беда, одна тревога, Одна судьба, одна земля. Это уже послевоенная песня "На всю оставшуюся жизнь", которую напишут П.Фоменко и Б.Вахтин.. Пройдут годы, и в послевоенное время по-прежнему будет актуальной военная тема. Наша страна вынесла основную тяжесть в этой войне, ведь Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой. Эти строчки Е.Аграновича из "Вечного огня" будут звучать в замечательном фильме "Офицеры". И нужно не забывать то, что принесла нам не просто Великая Отечественная война, а Вторая мировая. Об этом просят Соболев В " "Бухенвальдсом набате": Люди мира, будьте зорче втрое, Берегите мир, берегите мир! и Р.Рождественский в "Реквиеме": Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоевано счастье, -
помните! Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
2. Первое письмо Игоря, в котором он сообщает, что у него все хорошо: «Дорогая мамочка! Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят...».
3. Похоронка: «Три дня Анна Федотовна кричала и не верила, и коммуналка плакала и не верила, и сосед Володя, который уже считал дни, что оставались до Медкомиссии, ругался и не верил. А еще через неделю пришла похоронка, и Анна Федотовна перестала кричать и рыдать навсегда».
4. Коммуналка во время войны: «Еще шли похоронки, еще не тускнели воспоминания, еще не остыли подушки, и вместительная кухня горько справляла коммунальные поминки
5. Сосед Володя женится на девушке Римме, в которую был влюблен сын Анны Федотовны: «Как ты мог? — сквозь слезы сдавленно спросила Анна Федотовна, когда он пригласил ее на свадьбу. — Ведь с нею Игорек переписываться мечтал, как же ты мог?».
6. Анна Федотовна становится посаженной бабушкой детей Риммы и Владимира: «Анна Федотовна сидела во главе стола, составленного из пяти разнокалиберных кухонных столиков, и соседи говорили тосты не только за младенца да молодых маму с папой, но и за нее, за названую бабку».
7. Анна Федотовна перечитывает каждый день письма: «Знала наизусть и слышала наизусть, а все равно внимательно вглядывалась в каждую строчку и ни за что не смогла бы уснуть, если бы по какой-либо причине этот многолетний ритуал оказался бы нарушенным».
8. Зрение Анны Федотовны ухудшается: «Очки, которые прописал окулист ходить, но читать Анна Федотовна уже не могла».
9. Анна Федотовна растит правнучку: «Но главной ее заботой, ее последней радостью и смыслом всего ее черного существования стала теперь голосистая безотцовщина Танечка».
10. Воспоминания Анны Федотовны: «Но каким бы Анна Федотовна ни представляла себе сына — бес ползающим, топающим, убегающим в Испанию или решающим непонятные ей задачи, — в конце концов он непременно вставал перед ней медленно спускающимся с первого лестничного марша».
11. Восьмидесятилетие Анны Федотовны: «Ей уже торжественно справили восьмидесятилетие, на которое собралась не только вся семья, но пришли сыновья и дочери тех, кто когда-то жил с нею бок о бок в голодной коммуналке».
12. Правнучка приглашает пионеров (у них в школе основывается музей памяти) к Анне Федотовне, т.к. у нее есть письма с войны: «Ваша внучка Таня со своей музыкальной школой выступала на сборе нашей пионерской дружины. А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». А она тогда сказала, что у вас фашисты убили сына Игоря и что он вам писал письма».
13. Пионеры крадут письма, оставляя только похоронку: «Нету, — тихо сказала Римма. — Похоронка на месте, фотографии, значки, а писем нет. Ни Игорька, ни второго, друга его. Только одна похоронка».
14. После этого Анна Федотовна еще не долго жила, а эти письма, которые являлись для Анны Федотовны смыслом жизни, так и остались лежать в резерве с пометкой Экспонат №: «И даже когда она умерла и перестала ощущать все живое, голос еще долго, очень долго звучал в ее бездыханном теле, а слезы все медленнее и медленнее текли по щекам. Официальный холодный голос смерти и бес теплые слезы матери».
+
В годы Великой Отечественной войны было написано много стихотворений, многие из которых стали песнями. Именно они поддерживали солдат на фронте, вселяли в него мужество и веру в победу.
Уже в первый месяц войны появится песня "Священная война В.Лебедева-Кумача:
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
мучителям людей!
И сколь ко добровольцами уйдет на фронт молодых парней, услышав эти строки.
В " о солдате" М.Матусовский пишет о том, что "всюду врагов своих заклятых бил солдат".
Да, действительно
Горели Днепр, Нева и Волга,
Горели небо и поля...
Одна беда, одна тревога,
Одна судьба, одна земля.
Это уже послевоенная песня "На всю оставшуюся жизнь", которую напишут П.Фоменко и Б.Вахтин..
Пройдут годы, и в послевоенное время по-прежнему будет актуальной военная тема.
Наша страна вынесла основную тяжесть в этой войне, ведь
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
Эти строчки Е.Аграновича из "Вечного огня" будут звучать в замечательном фильме "Офицеры".
И нужно не забывать то, что принесла нам не просто Великая Отечественная война, а Вторая мировая. Об этом просят Соболев В " "Бухенвальдсом набате":
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
и Р.Рождественский в "Реквиеме":
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, -
помните!
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!