В своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди — это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.
Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.
Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.
Ярый воск топили…" - так Василий Андреевич Жуковский в первых строках своей знаменитой "Светлана" описал самые популярные народные гадания. Итак, что же это были за гадания? Поскольку гадали девушки, то гадали они, естественно, на суженого. Каждой хотелось узнать, за кого она выйдет замуж.
Одним из самых распространенных гаданий на жениха было бросание за ворота обуви. Считалось, что носок брошенной на снег обуви указывает, откуда явится суженный.
А вот зачем пололи снег? Было гадание, где требовалось отыскивать спрятанное в снегу кольцо. А еще в крещенский вечер девушки выходили во двор, насыпали на скатерть снег и начинали раскачивать эту скатерть, напевая: "Полю, полю бел снег среди поля! Залай, залай, собаченька, дознай, дознай, суженый!". Пели, пока не залает собака, и по этому лаю пытались определить характер суженного: лай звонкий – значит, будет молодым, хриплый – старым и так далее.
"Слушали под окном" девушки, чтобы узнать будущее. Слушали или под чужим окном, или у запертых дверей церкви. Если послышится обрывок веселого разговора, смех – значит, весь год будет удача.
Курица в крещенский вечерок тоже превращалась в предсказательницу. Ее кормили освященным зерном, а потом смотрели, какой из предметов она начнет клевать. Тронет золотое кольцо – будет у девушки богатый муж, клюнет серебряное – будет муж среднего достатка, а вот если начнет пить воду, плохо дело: будет муж пьяницей.
Что касается растопленного воска, то это гадание известно многим и сейчас. Растопленный воск выливают его в чашку с водой, а когда он застынет – смотрят, что получилось, пытаясь разглядеть в этих формах образы будущего.
Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.
Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи;под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили…" - так Василий Андреевич Жуковский в первых строках своей знаменитой "Светлана" описал самые популярные народные гадания. Итак, что же это были за гадания? Поскольку гадали девушки, то гадали они, естественно, на суженого. Каждой хотелось узнать, за кого она выйдет замуж.
Одним из самых распространенных гаданий на жениха было бросание за ворота обуви. Считалось, что носок брошенной на снег обуви указывает, откуда явится суженный.
А вот зачем пололи снег? Было гадание, где требовалось отыскивать спрятанное в снегу кольцо. А еще в крещенский вечер девушки выходили во двор, насыпали на скатерть снег и начинали раскачивать эту скатерть, напевая: "Полю, полю бел снег среди поля! Залай, залай, собаченька, дознай, дознай, суженый!". Пели, пока не залает собака, и по этому лаю пытались определить характер суженного: лай звонкий – значит, будет молодым, хриплый – старым и так далее.
"Слушали под окном" девушки, чтобы узнать будущее. Слушали или под чужим окном, или у запертых дверей церкви. Если послышится обрывок веселого разговора, смех – значит, весь год будет удача.
Курица в крещенский вечерок тоже превращалась в предсказательницу. Ее кормили освященным зерном, а потом смотрели, какой из предметов она начнет клевать. Тронет золотое кольцо – будет у девушки богатый муж, клюнет серебряное – будет муж среднего достатка, а вот если начнет пить воду, плохо дело: будет муж пьяницей.
Что касается растопленного воска, то это гадание известно многим и сейчас. Растопленный воск выливают его в чашку с водой, а когда он застынет – смотрят, что получилось, пытаясь разглядеть в этих формах образы будущего.