Рассказ ю. яковлева «рыцарь вася» о том, как неуклюжий, неловкий мальчик вася мечтал стать рыцарем, мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично, и о том, как вася совершил рыцарский подвиг, славу за который присвоил себе другой человек. по началу рассказа мы не можем предположить, что героем произведения может быть этот мальчик вася: медлительный, неповоротливый, неловкий, сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть - «одним словом, тюфяк» . «то, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе» . однако автор заставляет нас заинтересоваться следующей репликой: «никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой» . и мы догадываемся, что его неказистая внешность лишь оболочка, а «в груди его билось благородное сердце рыцаря» . он видел себя закованным в латы, совершающим многие подвиги, защищая слабых и обиженных. в его душе живёт романтик. несколько раз автор сталкивает внутренний мир васи и его внешность, которая подавляет внутренний жар, не даёт разглядеть благородного мальчика, «прекрасного рыцаря» за «толстым и косолапым тюфяком» . он сам ненавидел себя «за неподходящую для рыцаря внешность» . да и прозвище за ним закрепилось не рыцарское: «слон в фарфоровой лавке» . никто васю не понимал, даже друг, которому он раскрыл свои мечты, грубо посмеялся над ним: «на такого толстого никакие доспехи не налезут» . посмеялся, не понимая, что «ранил васю в самое сердце» . в свободное время вася бегал в музей, в зал, где находились рыцари, закованные в латы. ему доставляло наслаждение тайком от строгой дежурной старушки трогать «холодную сталь доспехов» , пробовать остроту мечей. он медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого –к серебряному. он жил в этом мире: « к одни рыцарям он относился по –дружески, к другим – со сдержанным холодком. он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл очередной турнир. ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его тюфяком» . в этом мире он был счастлив. но когда приходило время уроков. он опять становился неуклюжим и вызывал всеобщий смех: «он плёлся к доске, задевая ногой парты» , на уроках физкультуры «он был предметом общих насмешек» , потому что на «коне» он застревал и « восседал, как всадник в седле» . « уже заранее начинали хихикать» , « смеялись ..» печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей внешностью, непониманием окружающих : «он привык к судьбе неудачника» . но один случай разглядеть в нём благородного человека. вася спас провалившегося под лёд первоклассника. не дима ковалёв, который потешался над неуклюжим васей, а «тюфяк» , жертвуя собой, спасает тонущего. он понимал, что хрупкий лёд может не выдержать его, и тогда… но рыцари не , если речь идёт о спасении: «он видел только насмерть перепуганного малыша» совершив подвиг, он вновь стал «тюфяком» . ему не нужна была слава, ведь он видел себя «безымянным рыцарем» . поэтому он принимает предложение ковалёва: «ты ноги промочил, беги домой, а пацана я сам доведу» . «тюфяк поплёлся домой» . на линейке в школе директор рассказ о подвиге ковалёва димы. васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно» . в конце концов он и сам поверил, что димка герой, и захлопал, когда все захлопали. ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения. что –нибудь изменилось после случившегося? нет. «он с трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места… и в тетрадке по арифметике начал рисовать рыцаря» . он по –прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был настоящим рыцарем. немного грустно после чтения этого рассказа. жалко васю, который не может самоутвердиться в жизни, жалко , которые на хотят и не могут рассмотреть в своём товарище благородного человека.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, где все благодать: «прячется… малиновая слива», «вечер румяный», «ландыш серебристый Приветливо кивает головой», «студеный ключ играет», ключ «лепечет… таинственную сагу про мирный край».
В стихотворении каждая деталь говорящая: в необыкновенной по выразительности картине есть место «свежему лесу», «тени сладостной зеленого листка», обрызганному душистой росой ландышу.
Почему же мысль лирического героя погружается «в какой-то смутный сон»? Что-то непонятное не дает покоя… Смутный сон… Все же это тревога, недосказанность, неполнота жизни, хотя поэт утверждает, что счастье он может постигнуть на земле. Чувствуется самообман. Что же не так?
Красивый мир грез существует отдельно, сам по себе. Там, где нет человека, все гармонично для поэта. Место, пустое от людей, - это уже противопоставленность человека и природы. Создается впечатление, что именно такой мир близок Лермонтову.
В этом стихотворении невольно улавливаешь разобщенность героя с людьми, одиночество, безысходность, которые лишь на время отступают, дают поэту забыться.
Тревога жила в его душе. Проблема не исчерпана: на смену весне, лету придет зима. В жизни все меняется, находится в движении. Счастье кратковременно, что подчеркнуто словами: «и счастье я могу постигнуть на земле», «когда волнуется желтеющая нива…». Лермонтов чувствует себя одиноким и во времени. Все так зыбко.
Перед нами человек, умеющий понимать природу и ценить тончайшие оттенки: «свежий лес», «малиновая слива», «сладостной тенью», «душистой росой», «румяным вечером», «час златой», «ландыш серебристый», «мирный край», «студеный ключ». Природа живет: прячется слива, ландыш качает головой, студеный ключ играет по оврагу, ключ лепечет таинственную сагу.
Создается странное впечатление: волнующаяся нива, шумящий лес, играющий ключ не могут вызвать у нас ничего, кроме любования. А хочется почувствовать дуновение ветерка, увидеть, что и нам приветливо кивает ландыш, и услышать таинственную сагу. Нет, прекрасная картина погружает мысль в смутный сон. Есть красота, есть природа, но нет места …мне.
В стихотворении каждая деталь говорящая: в необыкновенной по выразительности картине есть место «свежему лесу», «тени сладостной зеленого листка», обрызганному душистой росой ландышу.
Почему же мысль лирического героя погружается «в какой-то смутный сон»? Что-то непонятное не дает покоя… Смутный сон… Все же это тревога, недосказанность, неполнота жизни, хотя поэт утверждает, что счастье он может постигнуть на земле. Чувствуется самообман. Что же не так?
Красивый мир грез существует отдельно, сам по себе. Там, где нет человека, все гармонично для поэта. Место, пустое от людей, - это уже противопоставленность человека и природы. Создается впечатление, что именно такой мир близок Лермонтову.
В этом стихотворении невольно улавливаешь разобщенность героя с людьми, одиночество, безысходность, которые лишь на время отступают, дают поэту забыться.
Тревога жила в его душе. Проблема не исчерпана: на смену весне, лету придет зима. В жизни все меняется, находится в движении. Счастье кратковременно, что подчеркнуто словами: «и счастье я могу постигнуть на земле», «когда волнуется желтеющая нива…». Лермонтов чувствует себя одиноким и во времени. Все так зыбко.
Перед нами человек, умеющий понимать природу и ценить тончайшие оттенки: «свежий лес», «малиновая слива», «сладостной тенью», «душистой росой», «румяным вечером», «час златой», «ландыш серебристый», «мирный край», «студеный ключ». Природа живет: прячется слива, ландыш качает головой, студеный ключ играет по оврагу, ключ лепечет таинственную сагу.
Создается странное впечатление: волнующаяся нива, шумящий лес, играющий ключ не могут вызвать у нас ничего, кроме любования. А хочется почувствовать дуновение ветерка, увидеть, что и нам приветливо кивает ландыш, и услышать таинственную сагу. Нет, прекрасная картина погружает мысль в смутный сон. Есть красота, есть природа, но нет места …мне.