1)Пряник*конем*-мечта всех деревенских малышей. 2)Жизнь семьи дяди Левонтия и тети Васени. 3)Дети идут собиратьземлянику. 4)Драка братьев Левонтьевых. 5)Мальчик и ребятишки Левонтьевых сьедают землянику. 6)Игры на Малой речке. 7)Обман. Кража калачей. 8)Ватага ребят идет ловить рыбу. 9)Муки совести. 10_Возвращение бабушки. 11)Мальчик, не желая возвращаться домой, идет к двоюродному брату. 12)Тетя Феня отводит героя домой и разговаривает с бабушкой. 13)Ночь в кладовке. 14)Возвращение деда. Бабушка прощает внука и дарит ему заветный пряник
б) 5 минут поэзии (в это же время выразительное чтение строк наизусть).
II. Сообщение темы урока и обращение к эпиграфу урока.
III. Слово учителя. Рассказ «Ионыч» написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и во взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
В рассказе 5 частей. Это этапы жизненного пути Дмитрия Ионыча Старцева, ступеньки лестницы, ведущей вниз.
1V. Работа со словами из рассказа:
Земство - орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.
Пассаж - фрагмент музыкального произведения, обычно виртуозного (технически совершенного) характера.
Ворвань (устар.) - вытопленный жир морских животных и некоторых рыб. Лафит - сорт красного виноградного вина.
Деградировать - постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.
V. Работа с текстом.
Анализ первой главы.
Прочитаем начало текста (1 абзац)
Что мы узнаем о главном герое из начала рассказа? («только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже» «... ему, как интеллигентному человеку» ..)
Обратите внимание на последнее предложение 3 абзаца («... своих лошадей у него еще не было»)
Учитель:
Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».
Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена? (автор - «описываемого в жизни не бывает», герой не верит тому, что читает Вера Иосифовна).
Как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? («сыплются камни», «игра шумная, надоедливая, но все же культурные звуки»)
Вывод по первой главе:
Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных.
V1.Анализ второй главы.
Учитель: Между событиями 1 и 2 глав проходит больше года.
Что изменилось за этот год? (Ничего)
Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? (герой - «она восхищала его своею свежестью», автор - «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч»)
Учитель: Этой деталью автор показывает легкомысленность героини (Недаром он называет ее Котик.), неумение видеть главное как в литературе, так и в жизни.
Именно любовь дает еще один шанс Старцеву остаться человеком. На кладбище его душа отозвалась красоте природы. Казалось, что он должен задуматься над вечными проблемами жизни и смерти.
VII.Анализ третьей главы.
3 глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. («У Старцева перестало беспокойно биться сердце».)
VIII. Анализ четвертой главы.
Прочитайте первый абзац.
Какие изменения произошли в семье Туркиных? (Никаких)
Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? (Да. «Надо бы заехать, но он так и не заехал».)
Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.
5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. (Зачитывается первый абзац). В конце Старцев уже свой, такой же, как и все жители.
1)Пряник*конем*-мечта всех деревенских малышей. 2)Жизнь семьи дяди Левонтия и тети Васени. 3)Дети идут собиратьземлянику. 4)Драка братьев Левонтьевых. 5)Мальчик и ребятишки Левонтьевых сьедают землянику. 6)Игры на Малой речке. 7)Обман. Кража калачей. 8)Ватага ребят идет ловить рыбу. 9)Муки совести. 10_Возвращение бабушки. 11)Мальчик, не желая возвращаться домой, идет к двоюродному брату. 12)Тетя Феня отводит героя домой и разговаривает с бабушкой. 13)Ночь в кладовке. 14)Возвращение деда. Бабушка прощает внука и дарит ему заветный пряник
Только 14)
1. Рассказы
1.«Не в духе»
2.«Цветы запоздалые»
3.«Дом с мезонином»
4.«Дама с собачкой»
5.«Попрыгунья»
6.«Душечка»
7.«Человек в футляре»
8.«Крыжовник»
9.«О любви»
10. «Ионыч»
2. Герои
Прачкин
Егорушка, Топорков
Художник, Мисюсь, Лидия
Гуров, Анна Сергеевна
Ольга Ивановна
Ольга Семеновна
Беликов
Николай Иванович
Алехин, Анна Алексеевна
Старцев, Екатерина Ивановна
3. Псевдонимы
Антоша Ч., Ан. Ч.,
А. Чехонте,
А. Чехонте, Нте, -нте,
Анче, Кочкарев, Лаэрт,
Улисс, Врач без пациентов,
Гайка №6, Акакий Тарантулов,
Кисляев, Балдастов,
Шампанский,
Ч.Б.С (Человек без селезенки) Брат моего брата,
Некто, Шиллер Шекспирович Гете,
б) 5 минут поэзии (в это же время выразительное чтение строк наизусть).
II. Сообщение темы урока и обращение к эпиграфу урока.
III. Слово учителя. Рассказ «Ионыч» написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и во взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
В рассказе 5 частей. Это этапы жизненного пути Дмитрия Ионыча Старцева, ступеньки лестницы, ведущей вниз.
1V. Работа со словами из рассказа:
Земство - орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.
Пассаж - фрагмент музыкального произведения, обычно виртуозного (технически совершенного) характера.
Ворвань (устар.) - вытопленный жир морских животных и некоторых рыб. Лафит - сорт красного виноградного вина.
Деградировать - постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.
V. Работа с текстом.
Анализ первой главы.
Прочитаем начало текста (1 абзац)
Что мы узнаем о главном герое из начала рассказа? («только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже» «... ему, как интеллигентному человеку» ..)
Обратите внимание на последнее предложение 3 абзаца («... своих лошадей у него еще не было»)
Учитель:
Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».
Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена? (автор - «описываемого в жизни не бывает», герой не верит тому, что читает Вера Иосифовна).
Как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? («сыплются камни», «игра шумная, надоедливая, но все же культурные звуки»)
Вывод по первой главе:
Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных.
V1.Анализ второй главы.
Учитель: Между событиями 1 и 2 глав проходит больше года.
Что изменилось за этот год? (Ничего)
Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? (герой - «она восхищала его своею свежестью», автор - «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч»)
Учитель: Этой деталью автор показывает легкомысленность героини (Недаром он называет ее Котик.), неумение видеть главное как в литературе, так и в жизни.
Именно любовь дает еще один шанс Старцеву остаться человеком. На кладбище его душа отозвалась красоте природы. Казалось, что он должен задуматься над вечными проблемами жизни и смерти.
VII.Анализ третьей главы.
3 глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. («У Старцева перестало беспокойно биться сердце».)
VIII. Анализ четвертой главы.
Прочитайте первый абзац.
Какие изменения произошли в семье Туркиных? (Никаких)
Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? (Да. «Надо бы заехать, но он так и не заехал».)
Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.
5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. (Зачитывается первый абзац). В конце Старцев уже свой, такой же, как и все жители.
.