Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности.
Гроза,как главный образ-символ.В пьесе обыгрываются разные значения слово "гроза".1)Гроза в природе-освежает;2)Гроза в душе-очищает. Часто "гроза" употребляется не в значении явления природы,а как соотношение слову "угроза". Так же "гроза"-символ психологического состояния героев. И гроза-символ Божьей кары.Гроза ассоциируется со смертью,а смерть-страшным судом. Н.Добролюбов придает образу грозы еще одно символическое значение-это освежающее явление,т.е. намек на то,что "темное царство" скоро падет,значит,гроза-символ свободы. Это символическое название,в одном слове заключено огромное значение и оно многослойно.Люди боятся кары Бога-на символическом уровне,а на формальном завязка и кульминация драмы.
Часто "гроза" употребляется не в значении явления природы,а как соотношение слову "угроза".
Так же "гроза"-символ психологического состояния героев.
И гроза-символ Божьей кары.Гроза ассоциируется со смертью,а смерть-страшным судом.
Н.Добролюбов придает образу грозы еще одно символическое значение-это освежающее явление,т.е. намек на то,что "темное царство" скоро падет,значит,гроза-символ свободы.
Это символическое название,в одном слове заключено огромное значение и оно многослойно.Люди боятся кары Бога-на символическом уровне,а на формальном завязка и кульминация драмы.