Тукай умер очень молодым, в 27 лет. Невольно вспоминаются строки азербайджанского поэта Низами Гянджеви из поэмы «Искандарнаме» о пророческой миссии великих исторических личностей, художников, поэтов:
В двадцать семь, как пророк,
Покидая наш дол,
Он пожитки скитанья сложил и ушел.
Перевод К. Липскерова
Несмотря на то, что творческий путь Тукая составил всего семь-восемь лет, он сумел ярко раскрыть свой многогранный талант выдающегося поэта-лирика, сатирика публициста, журналиста и глубоко отразить в своих произведениях все то новой, прогрессивное, что принесло начало нового века татарскому народу.
Уставший от многовекового колониального гнета, татарский народ услышал в поэзии Тукая выражение своей мечты о свободе и счастливом будущем. Его стихи, одухотворенные высокими национальными идеалами, долетали до самых темных уголков татарских деревень и затрагивали самые тонкие струны народной души. Их заучивали наизусть, пели, музыканты-самоучки писали на них музыку. Его стихи становились песнями самого народа. Как писал Галимджан Ибрагимов, Тукай «обладал умением высказать то, что было в сердце народа, но что сам народ не умел выразить». Умение художественно отразить глубинные течения национальной жизни, исторической и духовно-культурной памяти было главной причиной необычайного успеха тукаевской поэзии в народе. Говоря о своем гражданском долге перед обществом, перед нацией, в письме своему другу, поэту-романтику Сагиту Рамиеву Тукай писал: «Ведь я не только чистый поэт, как ты. Я еще и дипломат, и политик, и общественный деятель. Мои глаза многое видят, уши многое слышат». Это очень характерное высказывание. Действительно, Тукай был не только Гением поэзии, но и талантливым прозаиком, пламенным публицистом, журналистом, историком, философом, общественно-политическим деятелем, дипломатом своего народа, горевшим страстным желанием вывести его на путь приобщения к достижениям мировой цивилизации.
Тукай и русская литература
Литературные интересы Тукая чрезвычайно широки. Будучи поэтом большого общественного и эстетического диапазона, он вбирал опыт всюду: на Западе и Востоке. Огромное идейно-художественное воздействие на творчество татарского поэта оказала русская литература с ее гуманистическим и обличительным пафосом. Богатый идейно-художественный опыт русского реализма и романтизма Тукаю обнажить общественно-политические и социальные противоречия и откликнуться на самые злободневные духовные за татарской действительности.
Первое знакомство Тукая с произведениями русской литературы происходит в Уральске. Во время учебы в медресе он посещает трехгодичный русский класс. Под руководством учителя Ахметши в нем вспыхивает любовь к русской литературе, к ее выдающимся представителям. В 1902-1904 годах, еще до появления своих печатных произведений, он переводит прозой и адаптирует для детей более 70 басен И. А. Крылова. Впоследствии реалистические традиции басен Крылова оказались востребованными в формировании критико0-обличительных мотивов творчества Тукая.
Симптоматично и то, что первым печатным произведением тукая является «Сон мужика» (1905) – вольное переложение стихотворения А. В. Колцова «Что ты спишь, мужичок?» о горькой крестьянской доле. Тукая интересовало творчество многих русских поэтов. В их числе можно назвать И. И. Дмитриева, А. Е. Измайлова, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, И. С. Никитина, В. А. Жуковского, Н. И. Позднякова, К. Д. Бальмонта и др.
Профессор Преображеннский Филипп Филиппович - один из главных героев произведения. Гениальный доктор и талантливый ученый. Именно Ф.Ф. решает провести эксперимент на бродячем псе, заменив его сердце на человеческое. Так вместо доброго и ласкового пса Шарика получается пьяница и дармоед Шариков.
Профессор явился для Шарикова первым учителем человечности. Ведь научиться говорить - еще не значит стать человеком! Он хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью. Ф.Ф., воплощение образованности и высокой культуры, становится выразителем авторских мыслей в повести. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне прежнего режима, при котором "был порядок" и ему жилось "удобно и хорошо". Ученый очень определенно высказывается о наступившей "разрухе", о не пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить элементарной культуре, только тогда разруха исчезнет, будет порядок. Но эта философия профессора терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: "Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет..." Ф.Ф. уверен, что грубой силой в мире сделать ничего нельзя, а особенно так невозможно воспитать ни человека, ни животное. Но, все-таки, он решается на страшный эксперимент, пытается в лаборатории создать человека. И он создал существо с мертвой душой, о чем в дальнейшем невероятно Ф.Ф. с ужасом смотрел на творение своих рук, пытался как-то повлиять на Шарикова. В конце произведения он приходит к мысли, что из сложившейся страшной ситуации есть только один выход. Они с доктором Борменталем, делают обратную операцию - возвращают к жизни доброго пса Шарика.
Тукай умер очень молодым, в 27 лет. Невольно вспоминаются строки азербайджанского поэта Низами Гянджеви из поэмы «Искандарнаме» о пророческой миссии великих исторических личностей, художников, поэтов:
В двадцать семь, как пророк,
Покидая наш дол,
Он пожитки скитанья сложил и ушел.
Перевод К. Липскерова
Несмотря на то, что творческий путь Тукая составил всего семь-восемь лет, он сумел ярко раскрыть свой многогранный талант выдающегося поэта-лирика, сатирика публициста, журналиста и глубоко отразить в своих произведениях все то новой, прогрессивное, что принесло начало нового века татарскому народу.
Уставший от многовекового колониального гнета, татарский народ услышал в поэзии Тукая выражение своей мечты о свободе и счастливом будущем. Его стихи, одухотворенные высокими национальными идеалами, долетали до самых темных уголков татарских деревень и затрагивали самые тонкие струны народной души. Их заучивали наизусть, пели, музыканты-самоучки писали на них музыку. Его стихи становились песнями самого народа. Как писал Галимджан Ибрагимов, Тукай «обладал умением высказать то, что было в сердце народа, но что сам народ не умел выразить». Умение художественно отразить глубинные течения национальной жизни, исторической и духовно-культурной памяти было главной причиной необычайного успеха тукаевской поэзии в народе. Говоря о своем гражданском долге перед обществом, перед нацией, в письме своему другу, поэту-романтику Сагиту Рамиеву Тукай писал: «Ведь я не только чистый поэт, как ты. Я еще и дипломат, и политик, и общественный деятель. Мои глаза многое видят, уши многое слышат». Это очень характерное высказывание. Действительно, Тукай был не только Гением поэзии, но и талантливым прозаиком, пламенным публицистом, журналистом, историком, философом, общественно-политическим деятелем, дипломатом своего народа, горевшим страстным желанием вывести его на путь приобщения к достижениям мировой цивилизации.
Тукай и русская литература
Литературные интересы Тукая чрезвычайно широки. Будучи поэтом большого общественного и эстетического диапазона, он вбирал опыт всюду: на Западе и Востоке. Огромное идейно-художественное воздействие на творчество татарского поэта оказала русская литература с ее гуманистическим и обличительным пафосом. Богатый идейно-художественный опыт русского реализма и романтизма Тукаю обнажить общественно-политические и социальные противоречия и откликнуться на самые злободневные духовные за татарской действительности.
Первое знакомство Тукая с произведениями русской литературы происходит в Уральске. Во время учебы в медресе он посещает трехгодичный русский класс. Под руководством учителя Ахметши в нем вспыхивает любовь к русской литературе, к ее выдающимся представителям. В 1902-1904 годах, еще до появления своих печатных произведений, он переводит прозой и адаптирует для детей более 70 басен И. А. Крылова. Впоследствии реалистические традиции басен Крылова оказались востребованными в формировании критико0-обличительных мотивов творчества Тукая.
Симптоматично и то, что первым печатным произведением тукая является «Сон мужика» (1905) – вольное переложение стихотворения А. В. Колцова «Что ты спишь, мужичок?» о горькой крестьянской доле. Тукая интересовало творчество многих русских поэтов. В их числе можно назвать И. И. Дмитриева, А. Е. Измайлова, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, И. С. Никитина, В. А. Жуковского, Н. И. Позднякова, К. Д. Бальмонта и др.
Профессор Преображеннский Филипп Филиппович - один из главных героев произведения. Гениальный доктор и талантливый ученый. Именно Ф.Ф. решает провести эксперимент на бродячем псе, заменив его сердце на человеческое. Так вместо доброго и ласкового пса Шарика получается пьяница и дармоед Шариков.
Профессор явился для Шарикова первым учителем человечности. Ведь научиться говорить - еще не значит стать человеком! Он хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью. Ф.Ф., воплощение образованности и высокой культуры, становится выразителем авторских мыслей в повести. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне прежнего режима, при котором "был порядок" и ему жилось "удобно и хорошо". Ученый очень определенно высказывается о наступившей "разрухе", о не пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить элементарной культуре, только тогда разруха исчезнет, будет порядок. Но эта философия профессора терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: "Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет..." Ф.Ф. уверен, что грубой силой в мире сделать ничего нельзя, а особенно так невозможно воспитать ни человека, ни животное. Но, все-таки, он решается на страшный эксперимент, пытается в лаборатории создать человека. И он создал существо с мертвой душой, о чем в дальнейшем невероятно Ф.Ф. с ужасом смотрел на творение своих рук, пытался как-то повлиять на Шарикова. В конце произведения он приходит к мысли, что из сложившейся страшной ситуации есть только один выход. Они с доктором Борменталем, делают обратную операцию - возвращают к жизни доброго пса Шарика.