Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо "с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами". "Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды". Ноги "длинные и тонкие", с их "феномен", как его называет сопровождающий, "долгоусый" субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет па белом листке "ровную красивую строчку": "Человек создан для счастья, как птица для полета".
Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и "парадокс". "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него", - говорит он позднее.
Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести "Без языка", где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс Залуский не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения цент-ральной идеи всего своего творчества: "Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление".
Именно врожденное несчастье Залуского ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.
Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и "парадокс". "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него", - говорит он позднее.
Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести "Без языка", где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс Залуский не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения цент-ральной идеи всего своего творчества: "Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление".
Именно врожденное несчастье Залуского ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.
– Какие чувства вызвало у вас начало сказки?
– Как автор описывает морское царство?
– Сколько сестёр было у русалочки?
– Как автор описывает русалочку? О чём она мечтала?
– Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Когда ей исполнилось 15 лет.)
– Как вы думайте, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг.)
– Что увидела русалочка на поверхности моря?
– Какие чувства у неё возникли к принцу?
– Что же произошло дальше? (Началась буря, корабль развалился на части.)
– Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.)
– Как вы думаете, правильно ли она поступила?
– Как бы вы поступили на её месте?
– Почему русалочке пришлось оставить принца одного на берегу?
(Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.)
– Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая?
(Стала ещё тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз всё печальнее...)
– Как вы думаете, почему она рассказала обо всём сестрам?
– Чем они ей? (Показали, где живёт прекрасный принц.)
– Как вы считаете, обрадовало ли её это известие?
– Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый вечер, подолгу наблюдала за принцем