Стихотворение «Сороковые» было написано в 1961 году Оно стало хрестоматийным, очень популярным. Впервые было напечатано в журнале «Новый мир». Большая часть стихотворения напоминает нам кадры кинохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуджавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изображения, картина мира становится здесь масштабной, глобальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, размышления о военной юности, мысли о войне, о Родине. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широкую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, осмысление поэтом всего происходящего: Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку… Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части — до и после войны. В мире — дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с синтаксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения: «Просторно. Холодно. Высоко». В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал? Центральная часть стихотворения — это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него — «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями: Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни — юности. Вместе с тем эти строфы — уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны. Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («сороковые, роковые, свинцовые, пороховые», «в замурзанной ушанке»), метафору («Война гуляет по России…»), анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»), риторическое восклицание («Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность!»
Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан А. С. Пушкиным в 1820-1830-х годах и со временем стал одним из наиболее значительных произведений русской словесности. Писатель посвятил работе над этим романом более семи лет и, кажется, вложил в него всю душу. В образе главного героя, «молодого повесы» Евгения Онегина, он воплотил как достойные, так и негативные черты. Онегин резко выделялся на фоне окружающих своей незаурядностью и резким мышлением. По натуре он аристократ, привыкший к столичной разгульной жизни, что немного отталкивает сельских жителей.
Со временем он устает от городской суеты и переезжает жить в имение, доставшееся ему по наследству от покойного дядюшки. В этой самой деревне и меняется коренным образом его жизнь. Там он знакомится с другим молодым человеком, который становится его лучшим другом и с милой Татьяной. По какой-то причине Пушкин очень жесток со своими героями, утверждая, что счастье для них невозможно, и это предопределенно свыше. На самом деле, никто из главных героев не находит своего истинного счастья, поэтому это произведение можно смело причислить к драматическому жанру.
С самого начала поэмы мы понимаем, что Онегин не умеет любить. Он разбалован жизнью, балами, светскими раутами, женским вниманием. Для него женщины давно перестали быть тайной или объектом недосягаемости. Он не знает, что такое упорный труд. Интерес к чему-либо у него давно безвозвратно угас, поэтому его существование бесцельно. В деревне он много читает, проводит много времени на природе. С Ленским и с Лариными знакомится только от скуки. Он прекрасно понимает, насколько они с ним разные. Восемнадцатилетний Владимир - «поклонник Канта и поэт». Его душа чиста и непорочна. Этот герой верит в существование истинной любви и видит в ней высшую цель существования человека.
Все эти мысли давно перегорели в душе Онегина. Он видит в своем новом знакомом и друге молодую наивность, которая со временем, по его мнению, должна перегореть. По инициативе Ленского он знакомится с семейством Лариных. Старшая сестра Татьяна сразу же находит в нем свой идеал, и недолго раздумывая, пишет ему любовное письмо. Для девушки, выросшей на французских романах и вдали от городской суеты, это был единственный выразить свою симпатию. В ответ она получает холодный ответ, продиктованный скорее благородством. Евгений не хочет, чтобы девушка утешалась пустыми мечтами, поэтому прямо заявляет, что он не создан для семейной жизни.
Ленский, тем временем, ухаживает за младшей сестрой Татьяны, за Ольгой. В противовес сестре Ольга весела, общительна и заурядна. Из-за нее между друзьями происходит спор, после которого они стреляются на дуэли. Ленский умирает молодым, так и не успев пожить. Ольга недолго горевала после гибели жениха и вышла замуж за улана. Татьяна после долгих уговоров матери уехала в Москву, где повстречала какого-то важного генерала и стала его женой. Через два с лишним года Онегин на одном из Петербургских раутов повстречал Татьяну, но это уже была совершенно другая Татьяна - холодная, неприступная светская львица. Когда он говорит ей о любви, она отвечает, что теперь ее место рядом с мужем.
На этом роман Пушкина заканчивается. Мы видим, что ни один из героев не нашел личного счастья. Кажется, сам автор им глубоко сочувствует. Жизнь учит Онегина тому, что былого не вернуть, как ни старайся. Когда он понимает, что мог бы любить одну Татьяну, и больше ему ничего для счастья не нужно было бы, уже поздно. Он слишком поздно разглядел в ней нравственную силу и красоту. Когда он ей признается в любви, то ждет от нее злорадства в наказание, а Татьяна наоборот остается верной себе и ведет себя просто, искренне и доверчиво. Она говорит, что возможно также любит его, но счастье для них уже невозможно. Таким решительным отказом завершается знаменитая поэма.
Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку… Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части — до и после войны. В мире — дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с синтаксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения: «Просторно. Холодно. Высоко». В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал? Центральная часть стихотворения — это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него — «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями: Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни — юности. Вместе с тем эти строфы — уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны. Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («сороковые, роковые, свинцовые, пороховые», «в замурзанной ушанке»), метафору («Война гуляет по России…»), анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»), риторическое восклицание («Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность!»
Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан А. С. Пушкиным в 1820-1830-х годах и со временем стал одним из наиболее значительных произведений русской словесности. Писатель посвятил работе над этим романом более семи лет и, кажется, вложил в него всю душу. В образе главного героя, «молодого повесы» Евгения Онегина, он воплотил как достойные, так и негативные черты. Онегин резко выделялся на фоне окружающих своей незаурядностью и резким мышлением. По натуре он аристократ, привыкший к столичной разгульной жизни, что немного отталкивает сельских жителей.
Со временем он устает от городской суеты и переезжает жить в имение, доставшееся ему по наследству от покойного дядюшки. В этой самой деревне и меняется коренным образом его жизнь. Там он знакомится с другим молодым человеком, который становится его лучшим другом и с милой Татьяной. По какой-то причине Пушкин очень жесток со своими героями, утверждая, что счастье для них невозможно, и это предопределенно свыше. На самом деле, никто из главных героев не находит своего истинного счастья, поэтому это произведение можно смело причислить к драматическому жанру.
С самого начала поэмы мы понимаем, что Онегин не умеет любить. Он разбалован жизнью, балами, светскими раутами, женским вниманием. Для него женщины давно перестали быть тайной или объектом недосягаемости. Он не знает, что такое упорный труд. Интерес к чему-либо у него давно безвозвратно угас, поэтому его существование бесцельно. В деревне он много читает, проводит много времени на природе. С Ленским и с Лариными знакомится только от скуки. Он прекрасно понимает, насколько они с ним разные. Восемнадцатилетний Владимир - «поклонник Канта и поэт». Его душа чиста и непорочна. Этот герой верит в существование истинной любви и видит в ней высшую цель существования человека.
Все эти мысли давно перегорели в душе Онегина. Он видит в своем новом знакомом и друге молодую наивность, которая со временем, по его мнению, должна перегореть. По инициативе Ленского он знакомится с семейством Лариных. Старшая сестра Татьяна сразу же находит в нем свой идеал, и недолго раздумывая, пишет ему любовное письмо. Для девушки, выросшей на французских романах и вдали от городской суеты, это был единственный выразить свою симпатию. В ответ она получает холодный ответ, продиктованный скорее благородством. Евгений не хочет, чтобы девушка утешалась пустыми мечтами, поэтому прямо заявляет, что он не создан для семейной жизни.
Ленский, тем временем, ухаживает за младшей сестрой Татьяны, за Ольгой. В противовес сестре Ольга весела, общительна и заурядна. Из-за нее между друзьями происходит спор, после которого они стреляются на дуэли. Ленский умирает молодым, так и не успев пожить. Ольга недолго горевала после гибели жениха и вышла замуж за улана. Татьяна после долгих уговоров матери уехала в Москву, где повстречала какого-то важного генерала и стала его женой. Через два с лишним года Онегин на одном из Петербургских раутов повстречал Татьяну, но это уже была совершенно другая Татьяна - холодная, неприступная светская львица. Когда он говорит ей о любви, она отвечает, что теперь ее место рядом с мужем.
На этом роман Пушкина заканчивается. Мы видим, что ни один из героев не нашел личного счастья. Кажется, сам автор им глубоко сочувствует. Жизнь учит Онегина тому, что былого не вернуть, как ни старайся. Когда он понимает, что мог бы любить одну Татьяну, и больше ему ничего для счастья не нужно было бы, уже поздно. Он слишком поздно разглядел в ней нравственную силу и красоту. Когда он ей признается в любви, то ждет от нее злорадства в наказание, а Татьяна наоборот остается верной себе и ведет себя просто, искренне и доверчиво. Она говорит, что возможно также любит его, но счастье для них уже невозможно. Таким решительным отказом завершается знаменитая поэма.