Литература Древней Греции сыграла огромную роль в культурном развитии человечества. Много лет отделяет нас от эпохи расцвета древнегреческого искусства, но мы все еще продолжаем читать лучшие его произведения. К их числу принадлежат трагедии великого драматурга античности Эсхила.
Самым знаменитым произведением Эсхила стала трагедия «Прикованный Прометей». В ее основе лежит миф о Прометее, титане, божестве старшего поколения, сыне Урана и Геи (Неба и Земли). Он восстал против Зевса, похитил с горы Олимп, где жил Зевс, небесный огонь и принес людям в тростнике. Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его олимпийских богов.
В трагедии «Прикованный Прометей» Эсхил рассказывает о том, как жестокий тиран Зевс наказывает восставшего против него Прометея. Главное в этой трагедии — конфликт между двумя поколениями богов: старым, побежденным, к которому принадлежит Прометей, и новым, возглавляемым Зевсом. Конфликт между героем, самоотверженно борющимся за человеческое счастье, и деспотическим произволом, мешающим прогрессу. Уже в прологе трагедии Зевс характеризуется как жестокий правитель. Об этом говорят имена его слуг: Власть, Насилие. Власть предстает как грубый, жестокий слуга царя богов. Грубыми окриками, угрозами заставляет она Гефеста выполнить приказ Зевса и приковать Прометея. «Всегда ты безжалостна и полна гнева», — говорит ей Гефест. Зевс жесток, правит, «ни перед кем не отвечая за свои поступки». Зевс — тиран, который захватил власть и обращает ее против человека.
Образы Гефеста, Океана, Гермеса — тоже раскрывают тему тирании и того пагубного влияния, которое оказывает она на человека. Гефест труслив у малодушен, хотя и добр. Со слезами сострадания он выполняет свою миссию палача. Это страшный образ «честного труса», который стал соучастником преступления тирана. В решительный момент он предает Прометея, став исполнителем воли Зевса.
Катюша слова михаила исаковского музыка матвея блантера расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой. выходила на берег катюша, на высокий берег, на крутой. выходила, песню заводила про степного сизого орла, про того, которого любила, про того, чьи письма берегла. ой ты, песня, песенка девичья, ты лети за ясным солнцем вслед и бойцу на дальнем пограничье от катюши передай . пусть он вспомнит девушку простую, пусть услышит, как она поет, пусть он землю бережет родную, а любовь катюша сбережет. расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой. выходила на берег катюша, на высокий берег на крутой. 1938 советские песни (1917-1977). сост. н. крюков и я. шведов. м., «худож. лит.», 1977. сиреневый туман: песенник: любимые песни и романсы для голоса и гитары. - спб.: композитор, 2006. песня была предназначена для дебютного концерта госджаза п/у виктора кнушевицкого и матвея блантера 21 ноября 1938 года в колонном зале дома союзов. там ее исполнила валентина батищева (джазовая певица, в 1930-е годы она выступала с джаз-оркестрами в фойе кинотеатров и на эстраде крупнейшего тогда столичного ресторана "москва"). песня трижды вызывалась на "бис". но первое исполнение произошло еще раньше, случайно: на последней репетиции госджаза присутствовала исполнительница народных песен лидия русланова. она не удержалась, и через несколько часов спела песню по памяти на концерте в том же самом колонном зале: "- как же так? - спросили лидию андреевну музыканты. - ведь у вас не было даже нот? ! - а зачем ноты? я запомнила песню мгновенно! - ответила певица. - но ведь вы поете песни, а это фокстрот, - продолжали недоумевать музыканты. - это прекрасная песня, - сказала лидия андреевна. - и простите меня, она так понравилась мне, что я не могла удержаться и не спеть ее - песня требовала немедленного выхода! " (из книги глеба скороходова "тайны граммофона". м.: изд-во эксмо, изд-во алгоритм, 2004, с. 71.) фраза "на дальнем пограничье" вызывает ложные ассоциации с дальним востоком - в 1937 году на маньчжурской границе произошло первое боевое столкновение между и японией. но вообще песня о западной границе - с польшей. песенка девушки летит "за ясным солнцем вслед" - то есть с востока на запад. именно с запада ждали большой войны. эта предвоенная песня стала одной из любимых песен великой отечественной войны и послужила основой для огромного числа переделок. лидия русланова стала наиболее известной ее исполнительницей. подробнее см.: и. н. розанов. песня о катюше как новый тип народного творчества. / фольклор великой отечественной войны. изд. «наука», м.—л., 1964, стр. 310—325. песня переведена на другие языки, иногда просто создавался новый текст на другом языке - например,"fischia il vento" ("свистит ветер"), одна из самых известных песен итальянских партизан-антифашистов
Литература Древней Греции сыграла огромную роль в культурном развитии человечества. Много лет отделяет нас от эпохи расцвета древнегреческого искусства, но мы все еще продолжаем читать лучшие его произведения. К их числу принадлежат трагедии великого драматурга античности Эсхила.
Самым знаменитым произведением Эсхила стала трагедия «Прикованный Прометей». В ее основе лежит миф о Прометее, титане, божестве старшего поколения, сыне Урана и Геи (Неба и Земли). Он восстал против Зевса, похитил с горы Олимп, где жил Зевс, небесный огонь и принес людям в тростнике. Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его олимпийских богов.
В трагедии «Прикованный Прометей» Эсхил рассказывает о том, как жестокий тиран Зевс наказывает восставшего против него Прометея. Главное в этой трагедии — конфликт между двумя поколениями богов: старым, побежденным, к которому принадлежит Прометей, и новым, возглавляемым Зевсом. Конфликт между героем, самоотверженно борющимся за человеческое счастье, и деспотическим произволом, мешающим прогрессу. Уже в прологе трагедии Зевс характеризуется как жестокий правитель. Об этом говорят имена его слуг: Власть, Насилие. Власть предстает как грубый, жестокий слуга царя богов. Грубыми окриками, угрозами заставляет она Гефеста выполнить приказ Зевса и приковать Прометея. «Всегда ты безжалостна и полна гнева», — говорит ей Гефест. Зевс жесток, правит, «ни перед кем не отвечая за свои поступки». Зевс — тиран, который захватил власть и обращает ее против человека.
Образы Гефеста, Океана, Гермеса — тоже раскрывают тему тирании и того пагубного влияния, которое оказывает она на человека. Гефест труслив у малодушен, хотя и добр. Со слезами сострадания он выполняет свою миссию палача. Это страшный образ «честного труса», который стал соучастником преступления тирана. В решительный момент он предает Прометея, став исполнителем воли Зевса.