Роман “герой нашего времени” — самое зрелое и крупное произведение михаила юрьевича лермонтова, вдумчивого писателя-философа. главный герой романа — григорий александрович печорин — достойное продолжение пушкинского онегина и следующий за ним в галерее “лишних людей”. печорин — молодой аристократ, активно вмешивающийся в окружающую жизнь. с первых же страниц романа перед нами предстает герой, неравнодушный, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. вначале мы не понимаем мотивов его поступков, нас удивляет необычная эксцентрическая натура молодого человека. печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут последовать за этим поступком. он искренне верит, что влюблен в “деву гор”, что эта любовь станет спасительным мостиком, по которому герой сможет перейти в новую для него, полную смысла, жизнь: “когда я увидел бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной ” но вскоре григорий александрович понимает тщетность надежд: “я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни”,— признается он максиму максимычу. постепенно в борьбе с обществом печорин теряет свою активность, становится равнодушным, холодным созерцателем. если в главе “тамань” григорий александрович активен, даже любопытен, то глава “мери” являет нам уже инфантильного человека, плывущего по течению, только отъезд веры (женщины, которую он глубоко и искренне любит) на короткое время возрождает в нем желание кардинально изменить свою жизнь. мы видим отчаяние и слезы героя: “при возможности потерять ее навеки вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, лошадь я остался в степи один, потеряв последнюю я упал на мокрую траву и как ребенок ” мы радуемся, что “человек” в печорине не умер, он еще способен глубоко и искренне любить. но порыв кончается быстро. перед нами опять сдержанный, холодный, тайно человек. при встрече с печориным рассказчика поражают глаза героя: “они не смеялись, когда он это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной взгляд его — непродолжительный и тяжелый, оставлял после неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен”. что же произошло с героем, почему он из активного, талантливого и пытливого человека становится подобием личности? в своем журнале-дневнике печорин объясняет причину своего перерождения: “я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и я сделался нравственным ” какое горькое признание! что остается нашему герою? он путешествует в надежде хоть как-то скоротать век или найти свой безвременный конец. на вопрос максима максимыча: “а когда вернетесь? ” — печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и горький итог жизни.
герой трилогии «детство. отрочество. юность» льва николаевича толстого — николенька иртеньев. к моменту начала повествования ему исполняется десять лет. именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу отечеству. такое же будущее ждет и николеньку. через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в москву учиться. а пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.
эта повесть считается автобиографической, потому что лев николаевич воссоздал атмосферу своего детства. ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда льву исполнилось полтора года. в повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.
сразу с первых глав вместе с николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца xix века. мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. ближе всех для него оказывается учитель происхождения карл иванович, знакомство с которым и открывает повесть. минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для николеньки чувством стыда, которое его мучает.
герой трилогии «детство. отрочество. юность» льва николаевича толстого — николенька иртеньев. к моменту начала повествования ему исполняется десять лет. именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу отечеству. такое же будущее ждет и николеньку. через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в москву учиться. а пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.
эта повесть считается автобиографической, потому что лев николаевич воссоздал атмосферу своего детства. ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда льву исполнилось полтора года. в повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.
сразу с первых глав вместе с николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца xix века. мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. ближе всех для него оказывается учитель происхождения карл иванович, знакомство с которым и открывает повесть. минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для николеньки чувством стыда, которое его мучает.