СДЕЛАЙТЕ ПЛАН ПО ЭТОМУ ТЕКСТУ
СДЕЛАТЬ ПЛАН ПО ЭТОМУ ПРОЗИВЕДЕНИЮ
«Чадо, собери разум сердца своего и внимай словам породившего тебя. ибо не во вред душе твоей, но во укрепление разума...» эти строки от цовского наставления из Изборника 1076 года звучат как обращение к потомкам. Вне этой духовной преемственности, этой животворной связи времен невозможно самостоянье человека» (Пушкин).
Литература Древней Руси одна из старейших в Европе, часть само бытнейшей культуры русского народа, и по сей день остается храни тельницей духовных основ, или архетипов', народного национального сознания.
Средневековье-эпоха формирования наций и языков, оставившая нам многочисленные памятники архитектуры, живописи, литературы, тесно связанные с религиозной традицией. Пришедшее на Русь христи анство (Х в.) сформировало определенные эстетические каноны и со здало ценности, без которых невозможно понять особенности сознания человека того времени. Так, в древнерусской культуре вершиной архи тектурного творчества являлся христианский храм (Дом Господень), в живописи главное место отводилось иконе, а в литературе господство вало религиозное содержание. Таким образом, русский человек осозна вал себя частью единого славянского мира, общей веры. ... «...Славяне, приняв христианскую веру, заимствовали с нею новые мысли, изобрели новые слова, выражения, и язык их в средних веках, без сомнения, так же отличался от древнего, как уже отличается от нашего», писал Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского».
Перенесение достижений византийской культуры на славянскую почву интенсивному распространению христианской книжности на Руси, начиная с самого плодотворного киевского пе риода ее истории. Зримым, «буквенным носителем живого слова русских книжников явилась славянская азбука - «кириллица», созданная в 863 году просветителями Кириллом и Мефодием, тогда как духовные истоки летописного творчества кроются в народных преданиях и поэтическом фольклоре. И в многосоставной, представляющей <<Русь изначальную>> <<Повести временных лет», и в «местных» летописях запечатлены важнейшие вехи отечественной истории.
Сами книги являлись своего рода произведениями искусства, украшающими монастырские и княжеские библиотеки. Но главная их ценность заключалась в их духовном содержании, имеющем нравственно-воспитательное значение. Подобно тому как разум растет от истоков своих, так праведник от читаных книг: воина красота в оружии, а корабля в парусах, но праведника в чтении книг» эти слова принадлежат безымянному старцу, чья мудрость запечатлена в одном из книжных поучений XI века. В «Повести временных лет» книги сравниваются с реками, которые напоят вселенную» и являются «уздой воздержания».
Приступая к изучению произведений древнерусской литературы, необходимо учитывать их специфику, и прежде всего рукописный характер их изначального бытования. Текст произведения мог иметь несколько списков, причем переписчики нередко вносили в первоис точник изменения, продиктованные потребностями своего времени, новыми художественными и идейными установками. Вместе с тем пишущие исходно следовали строгим книжным канонам, обязательно му литературному этикету, ориентированному на библейские тексты и византийские образы с их красочным и замысловато-поэтичным языком, опирающимся на определенные трафаретные конструкции и формы. При этом сам автор, бегущий от греха гордыни, оставался не известным, что является еще одной характерной чертой древнерусской литературы, по сути анонимной. Древнерусский автор отличается осо бой скрупулезностью в изложении исторических событий, воспроиз водя их в строгой последовательности и не выходя за рамки сюжетной канвы B оценке излагаемых событий он следует провидческому принципу: ход истории в его представлении направляется волей Божьей, нередко вступающей в поединок с бесовской силой, толкающей чело века на преступление (таков, например, сюжет об ослеплении князя Василька Теребовльского собственными братьями, делящими власть).
Рассказывая о том или ином событии русской истории, древний автор прибегает к различным аналогиям, сравнивая, например, побе ду войска Дмитрия Донского на Куликовом поле с победами Алексан дра Македонского или поединком Давида и Голиафа («Сказание о Ma маевом побоище»).
Известный исследователь древнерусской литературы В.В. Кусков называет это принципом «ретроспективной исторической аналогии», который опирается на стремление авторов следовать в оценке событий определенным устоявшимся нормам. Традиционность древнерусской литературы следует понимать не как упрощенность и творческое безличие, а как мировоззренческую целостность, определяющую для на шего древнего соотечественника русскую картину мира. Следование традиции направляло творчество художника, влияя и на выбор им об разной символики, и на нравственную оценку изображаемого.
дальше в комментариях...