Евгений Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева " Отцы и дети. "Базаров — «новый человек», отрицатель всего - "нигилист ", Его цель - разрушить старое, а потом создавать новое, нужное людям. Базаров живет на собственные средства, дает сам себе образование, вызывает интерес к себе людей "простого" звания, но обращается порой с ними небрежно, хотя с Фенечкой, матерью ребенка Николая Петровича Кирсанова, легко находит общий язык , да и мальчишки бегают за ним " как собачонки." Демократизм его и в портрете, и в манерах, и в образе жизни, и во взглядах.Лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Голос его ленив, но мужественен, а ходит он твердо и смело,Одевается он просто и, в отличие Одежду называет " одежонкой", по его мнению, она должна быть практичной. Руки трудовые , рабочие. В речи демонстрирует знание фольклора, так и сыпет пословицами и поговорками : «Взялся за гуж — не говори, что не дюж»; «Шила в мешке не утаишь»; «бабушка ещё надвое сказала»; «днём с огнём не сыскать» ... При этом он дает точные характеристики своим собеседникам :Павел Петрович Кирсанов — «архаическое явление», «уездный аристократ»,«идиот»; Николай Петрович—«божья коровка», «добрый малый», но «человек отставной, его песенка спета»; Аркадий -" нежная душа, размазня..."Базаров - деловой человек, он четко, афористично формулирует взгляды : «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»... Базаров постоянно трудится, совершенствует себя в профессии : то ищет лягушек для опытов, то разглядывает что-то под микроскопом, то собирает растения для гербария. Работает он и в гостях у Аркадия, и дома, у родителей. Его увлекают естественные науки. При этом Базаров, как и многие разночинцы, занимается общественной деятельностью, которую считает полезной. А полезным является отрицание существующей действительности и взглядов "отцов" на искусство, литературу, крепостное право, аристократию. Он прямолинеен, честен. Критик Д.И. Писарев считает Базарова революционером.
Евгений Базаров любит спорить с "аристократами" по рождению и приводит весомые аргументы, отражающие свое отношение к ним. Споры с Павлом Кирсановым тому доказательство. Ему не нравится его безделье, отношение к простому человеку. Павел Петрович же понимает, что Базаров - циник и его не уважает.Базаров - атеист, материалист. Он даже перед смертью не желает исповеди и прощения .Он - волевой, умный, искренний человек. С любовью к Одинцовой он "справляется", в истории с дуэлью ведет себя порядочно. Он не жалуется на страшную боль перед смертью и мужественно принимает ее. Странным ему кажется увлечение искусством , биографию Пушкина он совсем не знает. Он считает эмоции , чувства равными всем явлениям природы, а также полагает, что дружба, привязанность - это ощущения. Сие - грубый материализм. Тургенев субъективно относился к познаниям разночинской молодежи.В жизни ни Добролюбов, ни Чернышевский ( революционеры - демократы) такими не были.
Описания жизни героя Тургенев не дает. Сатирически изображает его сторонников : Ситникова и Кукшину. Да и приятелю, увлекшемуся его идеями Аркадию, как покажет время, с ним не по пути. Он - одинок. Время таких героев еще не пришло. Не может быть мира между " отцами" и "детьми", и конфликт между ними - не возрастной, а идейный.
В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.
Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.
В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы... С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.
Евгений Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева " Отцы и дети. "Базаров — «новый человек», отрицатель всего - "нигилист ", Его цель - разрушить старое, а потом создавать новое, нужное людям. Базаров живет на собственные средства, дает сам себе образование, вызывает интерес к себе людей "простого" звания, но обращается порой с ними небрежно, хотя с Фенечкой, матерью ребенка Николая Петровича Кирсанова, легко находит общий язык , да и мальчишки бегают за ним " как собачонки." Демократизм его и в портрете, и в манерах, и в образе жизни, и во взглядах.Лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Голос его ленив, но мужественен, а ходит он твердо и смело,Одевается он просто и, в отличие Одежду называет " одежонкой", по его мнению, она должна быть практичной. Руки трудовые , рабочие. В речи демонстрирует знание фольклора, так и сыпет пословицами и поговорками : «Взялся за гуж — не говори, что не дюж»; «Шила в мешке не утаишь»; «бабушка ещё надвое сказала»; «днём с огнём не сыскать» ... При этом он дает точные характеристики своим собеседникам :Павел Петрович Кирсанов — «архаическое явление», «уездный аристократ»,«идиот»; Николай Петрович—«божья коровка», «добрый малый», но «человек отставной, его песенка спета»; Аркадий -" нежная душа, размазня..."Базаров - деловой человек, он четко, афористично формулирует взгляды : «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»... Базаров постоянно трудится, совершенствует себя в профессии : то ищет лягушек для опытов, то разглядывает что-то под микроскопом, то собирает растения для гербария. Работает он и в гостях у Аркадия, и дома, у родителей. Его увлекают естественные науки. При этом Базаров, как и многие разночинцы, занимается общественной деятельностью, которую считает полезной. А полезным является отрицание существующей действительности и взглядов "отцов" на искусство, литературу, крепостное право, аристократию. Он прямолинеен, честен. Критик Д.И. Писарев считает Базарова революционером.
Евгений Базаров любит спорить с "аристократами" по рождению и приводит весомые аргументы, отражающие свое отношение к ним. Споры с Павлом Кирсановым тому доказательство. Ему не нравится его безделье, отношение к простому человеку. Павел Петрович же понимает, что Базаров - циник и его не уважает.Базаров - атеист, материалист. Он даже перед смертью не желает исповеди и прощения .Он - волевой, умный, искренний человек. С любовью к Одинцовой он "справляется", в истории с дуэлью ведет себя порядочно. Он не жалуется на страшную боль перед смертью и мужественно принимает ее. Странным ему кажется увлечение искусством , биографию Пушкина он совсем не знает. Он считает эмоции , чувства равными всем явлениям природы, а также полагает, что дружба, привязанность - это ощущения. Сие - грубый материализм. Тургенев субъективно относился к познаниям разночинской молодежи.В жизни ни Добролюбов, ни Чернышевский ( революционеры - демократы) такими не были.
Описания жизни героя Тургенев не дает. Сатирически изображает его сторонников : Ситникова и Кукшину. Да и приятелю, увлекшемуся его идеями Аркадию, как покажет время, с ним не по пути. Он - одинок. Время таких героев еще не пришло. Не может быть мира между " отцами" и "детьми", и конфликт между ними - не возрастной, а идейный.
В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.
Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.
В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы... С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.