Поэт-мыслитель, поэт-философ и поэт-художник – таковы три ипостаси Тютчева-творца, для которого, по выражению И. С. Аксакова, «жить – значит мыслить». Поэт-философ неотделим от поэта-лирика, каждая мысль – плод глубокого чувства, образы из мира души и из мира природы нераздельны и неотрывны (И. С. Тургенев). По мнению другого крупного поэта, мысль в творчестве Тютчева всегда стоит на первом месте. Иногда - это чистая мысль, иногда мысль в одеянии символов, но почти всегда мысль, касающаяся существования человека. Мировоззрение Тютчева в значительной мере фаталистично: «Судьба, как вихрь, людей метет». Человек – игрушка в руках «внешних тайных сил». Злая жизнь понуждает поэта распрощаться с жизнью при жизни: «Прости всему, чем сердце жило». Но это не бессвязный хаос. Часто прибегая к этому образу, Тютчев пытался обнаружить сокровенные связи бытия, соединяющие разнородность. «День и ночь» – ключ к мировидению Тютчева, выражение сущности его философии.
Мировоззрение Тютчева в значительной мере фаталистично: «Судьба, как вихрь, людей метет». Человек – игрушка в руках «внешних тайных сил». Злая жизнь понуждает поэта распрощаться с жизнью при жизни: «Прости всему, чем сердце жило». Но это не бессвязный хаос. Часто прибегая к этому образу, Тютчев пытался обнаружить сокровенные связи бытия, соединяющие разнородность. «День и ночь» – ключ к мировидению Тютчева, выражение сущности его философии.