наши предки, древние славяне, подобно античным грекам, представляли мир как результат действия богов и поклонялись силам природы, потому что были тесно связаны с ней, зависели от неё. они представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. мы и сейчас говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму. мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза свирепствует, дождь идёт. так в нашем языке сохранились следы мифологических представлений.
верховный бог античных греков – зевс, у древних славян это перун, который являлся также богом войны (у греков бог войны – арес). бог земледелия у славян – ярило, у греков богиней плодородия и земледелия является деметра. бог огня у славян – сварог, у греков – гефест. у славян были и боги, сопровождающие их в обыденной жизни: леший, домовой, банник. у греков тоже были мелкие божества, которые жили в лесах и в доме.
Видейном замысле „слова о полку игореве“ образ бояна имеет существенное значение. он нужен автору для того, чтобы подчеркнуть, что он следует в своем повествовании за действительными событиями „сего времени“; он нужен автору, чтобы указать, что „слово“ правдиво, что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей. автор „слова“ не отрицательно относится к князьям, как не отрицательно относится он и к бояну, но его произведение — не „слова“, не „хвала“ князьям, и сам он не следует традициям хвалебной поэзии бояна» . эту характеристику б. в популярном (для школьников) изложении лихачев варьирует в другой книге, предназначенной для исследователей: « „слова“ стоит значительно выше бояна в понимании смысла событий . боян принадлежит к числу тех „витий“-песнетворцев, о которых говорит в своем „слове на собор святых отец“ кирилл туровский. боян „воспевает“ князей, он сочиняет им „славы“ очевидно, боян и не был подлинно народным поэтом. по-видимому, это был поэт придворный. в отличие от бояна, автор „слова“ не только воздает хвалы князьям. он взвешивает и расценивает их деятельность не с точки зрения их личных качеств (удаль, храбрость и т. д.) , а с точки зрения оценки всей их деятельности для общенародного блага» . сводку мнений о б. в свое время давали м. а. максимович, а. с. архангельский, н. в. шляков и др. в наст. время считается бесспорным, что б. был популярным певцом в древней руси xi—xii вв. и что автор «слова» не случайно упоминает имя этого поэта: в данном факте необходимо видеть преемственность лит. традиций и несомненную реальность существования в киевской руси высокоразвитого иск-ва слова, которое тщетно пытались принизить или вовсе отрицать старые и новые скептики. образ б. , ярко нарисованный автором «слова» всего лишь несколькими красочными мазками, стал в новое время обобщающим образом любого знаменитого поэта-певца. со времени открытия «слова» имя бояна (писали и баян) прочно вошло в лит. обиход, олицетворяя собой лучшие образцы патриот. поэзии. имя б. как певца рус. славы воскрешают в своих произведениях многие поэты, начиная с конца xviii в. : в. т. нарежный, м. м. херасков, п. ю. львов, с. глинка, а. а. палицын, к. ф. рылеев, ф. н. глинка, н. м. языков, в. а. жуковский, и. и. козлов, н. и. гнедич, и. а. бунин и др. в изобразит. иск-ве образ б. получил воплощение в работах н. соколова, м. а. зичи, в. г. шварца, п. а. велионского, в. м. васнецова, и. колочкова, м. ф. грачева, в. а. фаворского, и. с. глазунова, в. и. семенова, г. в. якутовича, ю. и. селиверстова и др. художников и скульпторов.
наши предки, древние славяне, подобно античным грекам, представляли мир как результат действия богов и поклонялись силам природы, потому что были тесно связаны с ней, зависели от неё. они представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. мы и сейчас говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму. мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза свирепствует, дождь идёт. так в нашем языке сохранились следы мифологических представлений.
верховный бог античных греков – зевс, у древних славян это перун, который являлся также богом войны (у греков бог войны – арес). бог земледелия у славян – ярило, у греков богиней плодородия и земледелия является деметра. бог огня у славян – сварог, у греков – гефест. у славян были и боги, сопровождающие их в обыденной жизни: леший, домовой, банник. у греков тоже были мелкие божества, которые жили в лесах и в доме.