Уже первые строки окунают нас в мир далекого детства писателя, "в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей". Именно лошади придавали лугу "с редкими кочками и кустиками ивняка" особенную и неповторимую красоту. Они оживляли природу своим похрустыванием, пофыркиванием или всхрапом и всем своим видом вызывали волнующие чувства в душе автора. Заворожено глядя на пасущихся лошадей, мы и сами испытываем подобные чувства.
Но дальше нам открывается совершенно иная, печальная и пугающая картина, наполняющая наши сердца невероятной жалостью к несчастным животным. Мы видим их, умирающих от голода и жажды, донимаемых гнусом в душной, запущенной конюшне, куда вечно пьяный конюх "иногда и день и ночь не заявлялся". Невозможно без боли смотреть на нелегкую жизнь этих бедолаг. А ведь были когда-то совсем другие, счастливые времена для лошадей. Из рассказа старой кобылы Забавы мы узнаем о том, что раньше их "жалели и берегли пуще всего на свете", называли кормилицами, холили, украшали лентами - о них заботились, как о самом дорогом сокровище. Вдохновленная этими рассказами, кобылка Рыжуха решила узнать у человека, правда ли все это, не обманула ли ее старая кобыла. Потому что остальные лошади не верили ей. Или просто не хотели еще больше растравливать свою растерзанную душу? В любом случае, теперь эти "огромные, все еще мокрые, печальные глаза" с надеждой и мольбой смотрели на человека: ведь он все знает, он всю жизнь командует лошадьми. Он обязательно расскажет всю правду, Рыжуха верила в это, она доверяла человеку, с которым у нее издавна установились теплые дружеские отношения. И он действительно знал, что были счастливые времена у лошадей, когда их чистили, выхаживали, отдавали им лучший кусок, по нескольку раз на ночь поднимались проведать своих любимиц. Как же могли люди допустить, чтобы все так изменилось? Как могли сделать жизнь этих самых прекрасных и нужных животных такой несчастной? Неужели совсем очерствела душа человека? А лошади все ждали ответа: "все лошадиное царство, живое и мертвое", в ожидании смотрело на человека. Но он не сказал им правды. С напускной удалью оделил их заранее приготовленным хлебом и ушел. Но в этот момент он совершил ужасную, непоправимую ошибку: он обманул их - любимую Рыжуху и всех лошадей, которые верили ему и жили надеждой. Умные животные, конечно же, разгадали обман и теперь не смогут простить. Уже не будет тех искренних, доверительных отношений, которые существовали до сих пор. Человек сам разрушил это доверие, оттолкнул от себя эти чуткие создания. И когда он понял это, "тяжелая лошадиная тоска" навалилась на него неимоверным грузом, "пригнула к земле". Он почувствовал всю свою нелепость и ничтожность, осознал свою ошибку, но уже ничего не мог исправить.
В своем произведении Ф. А. Абрамов стремился показать, что исчезновение связей человека с животными, с землей, с природой может обернуться очень серьезными последствиями. Потому что земля, животные, общение с ними - это то главное, на чем "строится человечность в человеке". Если исчезнут эти чувства - любовь, доброта, забота, - изменится сама человеческая сущность, изменятся отношения и в людском обществе.
Эпизод военного совета Пугачева в Белогорской крепости играет важную роль и для развития сюжета, и для раскрытия характеров героев. По признанию главного героя повести, Гринева, он не был «совершенно хладнокровен», когда шел по зову Пугачева в комендантский дом. Вспомним, какие стремительные и страшные события произошли в Белогорской крепости чуть раньше. Мятежники во главе с Пугачевым захватили крепость. Гринева, капитана Миронова и Ивана Игнатьича привели на площадь перед комендантским домом, где предводитель восставших вершил скорый и жестокий суд. Гринев изумился, увидев среди мятежников Швабрина, а новоявленный изменник тут же попытался нашептать Пугачеву что-то губительное для Гринева. Уже казнены были отважные капитан Миронов и Иван Игнатьич, смерть Гринева, казалось, была неизбежной, особенно после предательского наговора. Неожиданное появление Савельича, умоляющего помиловать «барского дитю», заставило Пугачева взглянуть на Гринева. После чего злодей необъяснимым образом смягчился и помиловал молодого офицера. Загадку внезапной милости раскрыл Савельич, первым узнавший в Пугачеве «того пьяницу», которому Гринев в стужу подарил заячий тулуп. Главный герой не успевает толком осознать свое чудесное Гринева волнует участь Маши Мироновой, оставшейся в крепости без всякой защиты. Узнав, что попадья сумела хоть на время укрыть бедную девушку у себя, Гринев, немного успокоенный, идет к новому «государю». Перед домом коменданта страшно чернеет виселица с телами непокорных офицеров, тело старой жены коменданта по-прежнему не убрано. Конечно, после всего происшедшего/>Гринев вступил в комнату к мятежникам с неспокойным сердцем. В той самой комнате, где еще недавно Гринев нежно прощался с Машей, он видит «необыкновенную картину». За столом, уставленным штофами и стаканами, сидит Пугачев с казацкими старшинами. Гринев обращает внимание на их пестрые наряды, «красные рожи», «блистающие глаза». Словом, первое впечатление главного героя резко отрицательное: он видит в мятежниках только разбойников и пьяниц. Новобранных изменников среди пирующих нет. Гринев молча садится за стол и, не касаясь вина, с любопытством разглядывает «сборище». Несмотря на понятное предубеждение против Пугачева, Гринев вынужден признать, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Разговор мятежников очень прост, никто не оказывает предводителю «никакого особенного предпочтения». Сам Пугачев тоже не важничает, запросто обращается к своим подчиненным. Мятежники хвастаются, спорят с «государем», свободно предлагают свои мнения. Они принимают решение двигаться на осаду Оренбурга: «движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!». Итак, наблюдая «странный военный совет» Гринев отмечает простую и демократичную атмосферу, царящую среди мятежников. Но по-настоящему глубокое впечатление производит на главного героя конец военного совета, когда восставшие хором распевают «заунывную бурлацкую песню». В ней говорится о добром молодце, смело отвечающем на допросе царю о своих «товарищах»: темной ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке. За честный ответ царь награждает молодца «хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной». Гринева поражает «эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице». Теперь уже не компанию пьяниц с «красными рожами» видит перед собой Гринев, а людей с «грозными лицами», «стройными голосами», «унылым выражением». Главный герой испытывает «пиитический ужас», Пушкин намеренно употребляет архаическое выражение, чтобы подчеркнуть необычность и глубину переживания героя. В переводе на современный язык, Гринев испытал «поэтический восторг ». Он почувствовал глубокий трагизм положения этих людей, борющихся с угнетателями и знающих, что победы им не одержать. После совета между Гриневым и Пугачевым происходит отдельный разговор. Гринев держится мужественно и честно: отказывается служить Пугачеву, заявляет, что он не может изменить присяге и дворянской чести. Пушкин показывает, что Пугачев - человек широкой души, рядом с жестокостью в нем уживаются уважение к чужой искренности, благодарность за добро. «Казнить так казнить, миловать так миловать,» - заявляет Пугачев и отпускает Гринева на с
Но дальше нам открывается совершенно иная, печальная и пугающая картина, наполняющая наши сердца невероятной жалостью к несчастным животным. Мы видим их, умирающих от голода и жажды, донимаемых гнусом в душной, запущенной конюшне, куда вечно пьяный конюх "иногда и день и ночь не заявлялся". Невозможно без боли смотреть на нелегкую жизнь этих бедолаг. А ведь были когда-то совсем другие, счастливые времена для лошадей. Из рассказа старой кобылы Забавы мы узнаем о том, что раньше их "жалели и берегли пуще всего на свете", называли кормилицами, холили, украшали лентами - о них заботились, как о самом дорогом сокровище. Вдохновленная этими рассказами, кобылка Рыжуха решила узнать у человека, правда ли все это, не обманула ли ее старая кобыла. Потому что остальные лошади не верили ей. Или просто не хотели еще больше растравливать свою растерзанную душу? В любом случае, теперь эти "огромные, все еще мокрые, печальные глаза" с надеждой и мольбой смотрели на человека: ведь он все знает, он всю жизнь командует лошадьми. Он обязательно расскажет всю правду, Рыжуха верила в это, она доверяла человеку, с которым у нее издавна установились теплые дружеские отношения. И он действительно знал, что были счастливые времена у лошадей, когда их чистили, выхаживали, отдавали им лучший кусок, по нескольку раз на ночь поднимались проведать своих любимиц. Как же могли люди допустить, чтобы все так изменилось? Как могли сделать жизнь этих самых прекрасных и нужных животных такой несчастной? Неужели совсем очерствела душа человека?
А лошади все ждали ответа: "все лошадиное царство, живое и мертвое", в ожидании смотрело на человека. Но он не сказал им правды. С напускной удалью оделил их заранее приготовленным хлебом и ушел. Но в этот момент он совершил ужасную, непоправимую ошибку: он обманул их - любимую Рыжуху и всех лошадей, которые верили ему и жили надеждой. Умные животные, конечно же, разгадали обман и теперь не смогут простить. Уже не будет тех искренних, доверительных отношений, которые существовали до сих пор. Человек сам разрушил это доверие, оттолкнул от себя эти чуткие создания. И когда он понял это, "тяжелая лошадиная тоска" навалилась на него неимоверным грузом, "пригнула к земле". Он почувствовал всю свою нелепость и ничтожность, осознал свою ошибку, но уже ничего не мог исправить.
В своем произведении Ф. А. Абрамов стремился показать, что исчезновение связей человека с животными, с землей, с природой может обернуться очень серьезными последствиями. Потому что земля, животные, общение с ними - это то главное, на чем "строится человечность в человеке". Если исчезнут эти чувства - любовь, доброта, забота, - изменится сама человеческая сущность, изменятся отношения и в людском обществе.
важную роль и для развития сюжета, и для раскрытия характеров
героев. По признанию главного героя повести, Гринева, он не был
«совершенно хладнокровен», когда шел по зову Пугачева в комендантский
дом. Вспомним, какие стремительные и страшные события
произошли в Белогорской крепости чуть раньше. Мятежники
во главе с Пугачевым захватили крепость. Гринева, капитана Миронова
и Ивана Игнатьича привели на площадь перед комендантским
домом, где предводитель восставших вершил скорый и жестокий суд.
Гринев изумился, увидев среди мятежников Швабрина, а новоявленный
изменник тут же попытался нашептать Пугачеву что-то губительное
для Гринева. Уже казнены были отважные капитан Миронов
и Иван Игнатьич, смерть Гринева, казалось, была неизбежной,
особенно после предательского наговора. Неожиданное появление
Савельича, умоляющего помиловать «барского дитю», заставило
Пугачева взглянуть на Гринева. После чего злодей необъяснимым
образом смягчился и помиловал молодого офицера. Загадку внезапной
милости раскрыл Савельич, первым узнавший в Пугачеве «того
пьяницу», которому Гринев в стужу подарил заячий тулуп. Главный
герой не успевает толком осознать свое чудесное
Гринева волнует участь Маши Мироновой, оставшейся в крепости
без всякой защиты. Узнав, что попадья сумела хоть на время
укрыть бедную девушку у себя, Гринев, немного успокоенный, идет
к новому «государю». Перед домом коменданта страшно чернеет
виселица с телами непокорных офицеров, тело старой жены коменданта
по-прежнему не убрано. Конечно, после всего происшедшего/>Гринев вступил в комнату к мятежникам с неспокойным сердцем.
В той самой комнате, где еще недавно Гринев нежно прощался
с Машей, он видит «необыкновенную картину». За столом, уставленным
штофами и стаканами, сидит Пугачев с казацкими старшинами.
Гринев обращает внимание на их пестрые наряды, «красные
рожи», «блистающие глаза». Словом, первое впечатление главного
героя резко отрицательное: он видит в мятежниках только разбойников
и пьяниц. Новобранных изменников среди пирующих нет. Гринев
молча садится за стол и, не касаясь вина, с любопытством разглядывает
«сборище». Несмотря на понятное предубеждение против Пугачева,
Гринев вынужден признать, что «черты лица его, правильные
и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Разговор
мятежников очень прост, никто не оказывает предводителю «никакого
особенного предпочтения». Сам Пугачев тоже не важничает,
запросто обращается к своим подчиненным. Мятежники хвастаются,
спорят с «государем», свободно предлагают свои мнения. Они
принимают решение двигаться на осаду Оренбурга: «движение дерзкое,
и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!».
Итак, наблюдая «странный военный совет» Гринев отмечает простую
и демократичную атмосферу, царящую среди мятежников.
Но по-настоящему глубокое впечатление производит на главного
героя конец военного совета, когда восставшие хором распевают «заунывную
бурлацкую песню». В ней говорится о добром молодце,
смело отвечающем на допросе царю о своих «товарищах»: темной
ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке. За честный ответ
царь награждает молодца «хоромами высокими, что двумя ли столбами
с перекладиной». Гринева поражает «эта простонародная песня
про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице». Теперь
уже не компанию пьяниц с «красными рожами» видит перед
собой Гринев, а людей с «грозными лицами», «стройными голосами»,
«унылым выражением». Главный герой испытывает «пиитический
ужас», Пушкин намеренно употребляет архаическое выражение,
чтобы подчеркнуть необычность и глубину переживания героя.
В переводе на современный язык, Гринев испытал «поэтический восторг
». Он почувствовал глубокий трагизм положения этих людей,
борющихся с угнетателями и знающих, что победы им не одержать.
После совета между Гриневым и Пугачевым происходит отдельный
разговор. Гринев держится мужественно и честно: отказывается служить
Пугачеву, заявляет, что он не может изменить присяге и дворянской
чести. Пушкин показывает, что Пугачев - человек широкой
души, рядом с жестокостью в нем уживаются уважение к чужой искренности,
благодарность за добро. «Казнить так казнить, миловать
так миловать,» - заявляет Пугачев и отпускает Гринева на с