Мария Кирилловная Троекурова - дочь богатого помещика Кирилы Троекурова. Возраст Маши Троекуровой - 17 лет: "...ей было семнадцать лет..." Маша Троекурова - красивая, стройная девушка: "...красота ее была в полном цвете..." "...Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд..." "...старый волокита был поражен ее красотой..." " бедная красавица..." "...Он тихо обнял стройный ее стан и тихо привлек ее к своему сердцу..." Маша Троекурова рано осталась без матери. Ее мать умерла вскоре после ее рождения: "...оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку..." Маша Троекурова очень привязана к своему отцу: "...Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности..." В детстве Машу воспитывала гувернантка-француженка: "...воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими..." Маша Троекурова всю жизнь живет в деревне: "...дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя..." У Маши нет подруг. Она выросла в уединении: "...Она не имела подруг..." "...выросла в уединении..." "...Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу..." Маша любит читать книги, заниматься музыкой и гулять: "...чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки..." "...Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение..." На досуге Маша Троекурова вышивает на пяльцах: "...Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком [...] Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко..." Мария не любит застолья и пиры, которые устраивает ее отец: "...Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича..." Маша любит читать романы: "...Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах..." Маша хорошо говорит по-французски, как большинство образованных дворян: "...Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком..." Маша Троекурова хорошо поет и разбирается в музыке: "...Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные Дефорж вызвался давать ей уроки..." "...Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот..." Маша Троекурова умеет сдерживать свои чувства: "...Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты..." (о Маше и отце) "...тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым..." Маша, как и ее отец (Кирила Троекуров) делит людей на сословия и считает домашних учителей людьми низшего сословия: "...воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового..." "...объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку..." Маша Троекурова любит, когда ей льстят: "...Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека..." Мария Троекурова с детства знакома с главным героем, Владимиром Дубровским: "...на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей..." Маша влюбляется в домашнего учителя Дефоржа, который живет в доме Троекуровых. Однако вскоре Маша узнает о том, что на самом деле милый француз - это разбойник Владимир Дубровский: "...Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь..." "...Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза..." Владимир Дубровский влюбляется в Машу и надеется жениться на ней: "...вы мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ..." (Дубровский Марии) "...душа его умела вас любить..." Однако господин Троекуров решает выдать Машу замуж за старого князя Верейского. Маша надеется, что Дубровский ее. Она даже готова выйти замуж за разбойника Дубровского, только чтобы не стать женой старика Верейского: "...участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным..." "...Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского..." В конце концов, отец насильно выдает Машу замуж за Верейского. Мария остается со своим законным мужем и отказывается бросать его ради Дубровского. После этого Владимир, судя по всему, уезжает за границу: "...папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою..." "...избавиться от ненавистного брака..." "...брак пугал ее как плаха, как могила.
Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения» . Его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своем поступке. Страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар. Такова «повесть грустного дня» — первого дня повествования, заканчивающегося для Темы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Темы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет, случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».