Сформулируйте тему и идею данных стихотворений: А) А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»; Б) М.Ю. Лермонтов «Дума»; В) Г.Р. Державин «Властителям и судиям».
1. яшка сначала сердится и немного злиться на своего нового нерасторопного друга. затем превосходство берет вверх. он идет важно и степенно, не суетится. посвящает володю во все тонкости своего дела, угощает водой из колодца, заводит рыбные байки и т.д.володя же, наоборот, вначале даже обижается и сердится на строгого друга, считает его воображалой. затем забывается и восхищенно слушает рассказы яши. ему все нравится, все интересно. 2. яшка узнал, что летят утки по характерному свисту. как звенят дрозды, он тоже знал, потому что ловил их и неоднократно видел, что они прилетали к тете насте в огород на рябину. 3. своему новому другу володе яшка поведал о дроздах все, что знал сам об их повадках, как их ловить и что с ними делать. он рассказал, что ловить их можно сеткой, предварительно насыпав под нее рябину. некоторые обязательно полезут под сетку за угощением. так и , один такой пойманный яшкой дрозд, жил у него целую зиму. этот дрозд умел подражать звукам, мог гудеть как паровоз, мог звенеть как
Мухтар омарханович ауэзов родился в семипалатинской области в семье кочевника-казаха. его первым учителем стал дед ауэз, учивший мальчика грамоте по рукописному сборнику стихов великого казахского поэта и просветителя абая кунанбаева. через переводы абая мухтар впервые узнал никогда не слыханные им дотоле имена классиков — пушкина, лермонтова, крылова — и героев их произведений. выросший в семье, где любили и почитали абая, ауэзов посвятил много лет изучению его жизни и творчества. в казахской кочевой степи, где жил абай, до революции почти не было грамотных людей, поэтому сведения о поэте и тексты его стихов мухтар ауэзов по крупицам собирал у современников абая. он написал его научную биографию, издал его стихи и философские изречения, уже зрелым писателем создал роман-эпопею в двух книгах под общим названием «путь абая». в этом романе при всей его достоверности образ главного героя не просто портрет, а обобщенный характер общественного деятеля, посвятившего жизнь борьбе за освобождение своего народа от гнета баев-феодалов и невежественного духовенства, борьбе за приобщение казахов к демократической культуре. роман-эпопею ауэзова не случайно называют энциклопедией жизни казахской кочевой степи xix в. он дает сведения об , , этнографии, фольклоре края. обе книги удостоены премий: человекской премии — «путь абая» и государственной премии — «абай». они переведены на десятки языков и заслужили мировую известность. в 1917 г. двадцатилетний мухтар ауэзов написал пьесу «енлик-кебек» (до этого казахи не знали ни драматургии, ни театра).