Үш бала орманға барды. Орманда жеміс-жидектер, құстар көп. Олар қыдырып жүріп, күннің қалай өткенін байқамай қалды. Енді үйлеріне қайтып келе жатыр. Ата-анасына не деп айтарын білмей, қорқып келеді.– Үйдегілерге не дейміз? – деді балалардың бірі.Олар жол бойына тұра қалып, ақылдаса бастады. Өтірік айту мен шындықты айтудың қайсысы оңайырақ?– Мен орманда қасқырдан тығылып отырдым деп айтамын. Сонда әкем маған ұрыспайды, – деді бірінші бала.– Мен жолда атамды кездестірдім деймін. Сонда анам ашуланбайды, –деді екіншісі.– Ал мен шынымды айтамын, – деді үшінші бала. –Шындықты айту оңайырақ, себебі ештеңе ойлап табудың керегі жоқБалалар қандай сұраққа жауап іздеді? Оған не әсер етті? Мәтінге ат қой. Мәтіндегі негізгі ойды білдіріп тұрған сөйлемді тауып, қоршап сыз.
В стихотворении герой будто бы представляет читателю своё открытие, разоблачение: «Но вы, как я подобно, страстны, и так же смертны, как и я»
Герой умоляет о справедливости, и голос его – среди миллионов голосов: мужских, женских, детских, старческих, тихих, кричащих, плавных и резких, просящих об одном и том же. Но миллионы этих голосов теряются за барским басом. И не слышен за барскими приказами единый крик души простолюдина: «Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли: приди, суди, карай лукавых, и будь един царём земли!»
Противостояние действительности проглядывает и между строк стихотворения «Памятник».
Автор-герой повествует о своих достижениях, не стесняясь сказать о том, что жизнь свою прожил не зря, прожил небанально, смело, имея возможность сказать своё слово, не всегда слышимое, но – своё («…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить»). Вообще, Державин «дерзнул в забавном русском слоге» бороться с несправедливостью и беззаконием, царившими в те времена в быту, обществе и власти.
О жизни общества XVIII века можно рассуждать, сравнивая характер Державина с его отношением к людям того времени. В стихотворении «Задумчивость» есть строки: «Я себе между людями не вижу, не ищу, как лишь оставить свет». Значит, борцу за монархию и справедливость общество доверия не внушало…
Однако у Г. Р. Державина много и более оптимистичных стихов: «Деревенская жизнь» («Что нужды мне до града, в деревне я живу, мне звёзд и лент не надо, вельможей не слыву. <…> Богат, коль здрав, обилен, могу поесть, попить; подчас и не бессилен с Миленой пошалить»), «Похвала сельской жизни» («Блажен – кто, удалясь от дел, подобно смертным первородным, не откупным трудом – свободным, на собственных своих волах…»), «На взятие Измаила» («Премудрость царствы управляет, крепит их (россов) – вера, правый суд; их труд и мир обогащает, любовию они цветут»).
Ещё долго можно читать и анализировать стихотворения этого поэта; ещё долго можно расширять и углублять своё представление о России XVIII века, но во всех стихах Державина просматривается суматоха разделения России на крестьян и дворян. Что ж, будем считать, что это и есть основная характеристика XVIII века.