Памятник сооружен в 1915 по проекту скульптора Б. М. Микешина и является объектом Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова. Авторы ограды - скульпторы В. В. Козлов и Л. А. Дитрих. Первая попытка найти место поединка была предпринята специально созданной комиссией в 1881. Она пришла к выводу, что точное место гибели Лермонтова определить невозможно. В настоящее время местом дуэли Лермонтова считается район на территории охранной зоны Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на северо-западном склоне горы Машук. Первоначально здесь была установлена небольшая каменная пирамида с надписью «М. Ю. Лермонтов. 15 июля 1841» и стихами, посвященными памяти поэта. В 1901 ее заменили на памятник, состоявший из деревянной балюстрады, окружавшей бюст Лермонтова на постаменте. Через несколько лет под влиянием атмосферных осадков он почти полностью разрушился, и в 1907 здесь появился третий по счету памятник - скромный бюст на постаменте. В 1913 было решено соорудить солидный монумент, а работу поручить скульптору Б. М. Микешину. Но в силу объективных обстоятельств завершить работы к столетнему юбилею Лермонтова не удалось. Памятник был открыт в октябре 1915. Он представляет собой высокий обелиск из кисловодского песчаника. Замысел автора был частично нарушен: памятник оградили квадратной оградой в виде гранаток из бетона, соединенных цепями и с бетонными фигурами грифов по углам. Ограда была необходима для сохранности обелиска, но символика ее до сих пор не выяснена.
В повести "Капитанская дочка" Пушкин постоянно противопоставляет Гринёва и Швабрина - двух дворян, молодых офицеров, слушащих в Белогорской крепости, с целью разрешения проблемы чести и долга. Не случайно Пушкин выбрал эпиграфом повести пословицу "Береги честь смолоду". Разница между главными героями видна по тому, как они попали в Белогорскую крепость. Гринёва отец отправил туда, чтобы "послужил он в армии, да потянул лямку, да понюхал пороху...". Швабрин же, по словам "капитаншы" Василисы Егоровны "...вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство" . Гринёв и Швабрин по-разному понимают выражение "воинский долг". Это мы можем увидеть из их отношения к Пугачёву. Швабрин, забыв о своей присяге, перешёл на сторону Пугачёва. Гринёв же находится с Пугачёвым в "странных приятельских отношениях". Заячий тулупчик и стакан вина, которыми когда-то молодой дворянин одарил мужика во время бурана выведшего кибитку к умёту, были восприняты этим мужиком, то есть Пугачёвым, как "добродетель". За доброту и искренонность чувств Пугачёв также платит благодарностью. По-разному относятся главные герои и к Марье Ивановне. Гринёв влюбляется в Машу и пишет стихи, посвящённые ей. Эти стихи он показал Швабрину, а тот раскритиковал и посмеялся над этими стихами: "Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мною самым колким образом ". Всё дело в том, что Швабрин тоже влюблён в Машу. Но разве может позволить себе любящий человек сказать "...чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег " ? Итак, Пётр Гринёв - мужественный человек, обладающий чувством долга, умеющий любить. Он живёт по совету "береги плать снову, честь смолоду". Это действительно "природный дворянин" в лучшем смысле этого слова. Швабрин же лишь называется дворянином, по своим душевным качествам он уступает даже подручным Пугачёва: Хлопуше и Белобородову. И Пушкин, на контрасте давая счастливого будущего Гринёва и того, что предстоит Швабрину, показывает обречённость такого типа людей.
Первая попытка найти место поединка была предпринята специально созданной комиссией в 1881. Она пришла к выводу, что точное место гибели Лермонтова определить невозможно. В настоящее время местом дуэли Лермонтова считается район на территории охранной зоны Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на северо-западном склоне горы Машук. Первоначально здесь была установлена небольшая каменная пирамида с надписью «М. Ю. Лермонтов. 15 июля 1841» и стихами, посвященными памяти поэта. В 1901 ее заменили на памятник, состоявший из деревянной балюстрады, окружавшей бюст Лермонтова на постаменте. Через несколько лет под влиянием атмосферных осадков он почти полностью разрушился, и в 1907 здесь появился третий по счету памятник - скромный бюст на постаменте.
В 1913 было решено соорудить солидный монумент, а работу поручить скульптору Б. М. Микешину. Но в силу объективных обстоятельств завершить работы к столетнему юбилею Лермонтова не удалось. Памятник был открыт в октябре 1915. Он представляет собой высокий обелиск из кисловодского песчаника. Замысел автора был частично нарушен: памятник оградили квадратной оградой в виде гранаток из бетона, соединенных цепями и с бетонными фигурами грифов по углам. Ограда была необходима для сохранности обелиска, но символика ее до сих пор не выяснена.