Ещё с момента выхода в свет первого сборника стихов афанасий фет приобрел репутацию искусного художника слова. его описания природы, заставляющие видеть красоту окружающего мира, с каждым годом становились утончённей и выразительнее. стихотворение "первый ландыш" написано в 1854 году, когда свет увидели уже два сборника фета. в "первом ландыше" каждое слово, как и в других стихах, дышит любовью к природе и красоте. анализ этого произведения нужно начинать с композиции. стихотворение состоит из двух частей: в первой описание ландыша и весеннего пробуждения природы, во второй - сравнение цветка и юной девушки. первая часть - это два четверостишия, насыщенные изобразительно-выразительными средствами. эпитеты "солнечных", "душистой", "пленителен", "воспламеняющей" воодушевление, даже ликование лирического героя. весна, пробуждение природы, возвращение сочной, яркой красоты - это зажигает взгляд автора, который заставляет и читателя ощутить нечто подобное. после описания первого ландыша лирический герой восхищается весенним солнечным лучом, восклицания "как", "какие" поднимают эмоциональный накал, и кульминацией становится строка "как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны! " в этом предложении - и , и восторг, и отзвук надежды на душевное возрождение - "воспламеняющая" весна может зажечь и сердце человеческое. во второй части, состоящей из одного четверостишия, автор переходит к размышлению, сравнивая весенний цветок и солнечный луч с движением молодой души. в большей степени цветок, это подчёркивается словами "девственный" в первой части и "дева" во второй. нежный, чистый ландыш, появившийся из-под снега, дарящий свой аромат всему миру, так же трогателен, как юная девушка, только расцветшая первой красотой, ещё не знающая, что ожидает её в жизни, и доверяющая всему. трогательность и невинность подчёркиваются словами "первый", "робкий", "молодой". но надежда, которая чувствуется в приближении тепла, всегда оправдывается - природа расцветает. а надежда человеческой души может бесследно и "избыток жизни молодой" растратится зря. в этой параллели заключается философский смысл произведения. стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и большинство других произведений фета. этот размер передаёт жизнерадостность, воодушевление автора, любующегося природой. нераздельность окружающего мира и настроения человека - лейтмотив творчества поэта, и в "первом ландыше" эта мысль раскрыта максимально, она даже предвосхищает будущее
В«повести о том, как поссорился иван иванович с иваном никифоровичем» жизнь захолустной провинции совершенно лишена того смягчающего освещения, которое в «старосветских помещиках» явилось результатом личных симпатий и воспоминаний гоголя. в повести о ссоре ивана ивановича с иваном никифоровичем гоголь рисует не «дворянское гнездо», а во всей наготе представляет безотрадную жизнь провинциальных «существователей» уездного города. анализ этой жизни показывает, что она не озарена никакими высшими интересами. здесь нет и следа той подкупающей простоты и сердечности, которой озарена у гоголя жизнь старосветских помещиков, в этом произведении изображено существование изломанное, скованное приличиями, порабощенное сплетне и это тихое болото, которого не стоит ворошить, иначе со дна поднимется грязь! героям «повести о том, как поссорился иван иванович с иваном никифоровичем» не прожить так мирно своей жизни, как прожили старосветские помещики, хотя жизнь, которую ведут в этом уездном городке, по существу, мало чем отличается от жизни афанасия ивановича и пульхерии ивановны.