Школьник — ну, пошёл же, ради бога! небо, ельник и песок — невесёлая эй! садись ко мне, дружок! ноги босы, грязно тело, и едва прикрыта не стыдися! что за дело? это многих славный путь. вижу я в котомке книжку. так, учиться ты знаю: батька на сынишку издержал последний грош. знаю, старая дьячиха отдала четвертачок[1], что проезжая купчиха подарила на чаёк. или, может, ты дворовый из ну что ж! случай тоже уж не новый — не робей, не пропадёшь! скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик. не без добрых душ на свете — кто-нибудь свезёт в москву, будешь в университете — сон свершится наяву! там уж поприще широко: знай работай, да не вот за что тебя глубоко я люблю, родная русь! не бездарна та природа, не погиб ещё тот край, что выводит из народа столько славных то и знай, — столько добрых, благородных, сильных любящей душой, посреди тупых, холодных и напыщенных собой! (н.а. некрасов, 1856) [1] здесь: четверть рубля, двадцать пять копеек. №535888 почему встреча с крестьянским мальчиком пробуждает в лирическом герое патриотическое чувство?
на этот вопрос
можно ответить словами автора:
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
где ключевыми словами восхищения автора родиной являются слова "из народа", он рад, что простые крестьянские дети имеют возможность обучаться