Тургенев всегда стремился к простому и ясному воспроизведению картин природы. Он говорил: “Гремите, не сходя с места, всеми громами риторики: вам большого труда это не будет стоить, попробуйте понять и выразить, что происходит хотя бы в птице, которая смолкает перед дождём, и вы увидите, как это нелегко”. При абсолютной достоверности описаний природа у Тургенева всегда одушевлена лирическим чувством. Тургенев унаследовал от Пушкина удивительную извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта: всё, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и рельефную живописность. Писатель видит в природе простоту и величие… Главная тема «Бежина луга» — человек и природа. Не случайно рассказ и начинается и завершается описанием картин природы. Эта тема является ведущей не только в этом произведении, но и во всем сборнике. «Запис- ки охотника» открываются рассказом о двух человеческих натурах «Хорь и Калиныч» , а завершаются «Лесом и степью» и словами любви к «природе» и «свободе» . Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека. Рассказ начинается с описания теплого погожего июльского дня. (“кроткий румянец” раннего утра, когда солнце, “светлое и приветно-лучезарное” проходит через растянутые облачка и блеск его подобен блеску кованого серебра”; около полудня появляется “множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями”. “...Далее, к небосклону, они сдвигаются”, но “все насквозь проникнуты светом и теплотой”. “К вечеру эти облака исчезают; последние из них ...ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца”.“...Вечерняя звезда, ..на всем лежит печать какой-то трогательной кротости) .
В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным и тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. В рассказе в описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь. Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.
Декабристы – лучшие друзья А.С.ПушкинаНачалось все с лицея. Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и местом на земле, которое определило его мировоззрение и убеждения.Одной из задач преподавателей лицея было воспитание в молодых людях чувства чести и гражданского долга. Лицей дал России целую плеяду революционеров и прекрасных поэтов.В лицее Пушкин впервые начал задумываться о цели и смысле своей жизни. Надо сказать, что, учась в лицее, трудно было не стать вольнолюбцем, потому что почти все его педагоги были передовыми людьми тогдашнего общества.Там же друзьями будущего великого поэта стали будущие декабристы и будущие известные поэты. Среди них — Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Атмосфера в лицее была весьма свободной, и поэтическое братство вырастало гармонично.Особенно напряженным творческим горением отмечены петербургские дни поэта. В столице Пушкин близко сходится с декабристами М. Луниным, М. Орловым, И. Якуш-киным. Тогда же укрепляется дружба поэта с Чаадаевым.Но, симпатизируя декабристам, Пушкин, придерживался несколько иных взглядов. Как сейчас принято говорить, Пушкин, несмотря на все свое вольнодумие, оставался законопослушным гражданином. Он не представлял себе революцию как хаотическую борьбу со всем старым. По его разумению, все должно было происходить в законных границах.Урижулъ, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по мании царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Как видим, поэт считал, что освобождение должно исходить от верхов, а не от низов. Это цивилизованные формы внедрения общественных и политических свобод без кровопролития.Сейчас трудно сказать, кто был больше прав, но и Пушкин, и декабристы, и каждый прогрессивно мыслящий человек того времени сделали для России великое дело: приблизили ее к цивилизованному миру.
Главная тема «Бежина луга» — человек и природа. Не случайно рассказ и начинается и завершается описанием картин природы. Эта тема является ведущей не только в этом произведении, но и во всем сборнике. «Запис- ки охотника» открываются рассказом о двух человеческих натурах «Хорь и Калиныч» , а завершаются «Лесом и степью» и словами любви к «природе» и «свободе» . Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека.
Рассказ начинается с описания теплого погожего июльского дня. (“кроткий румянец” раннего утра, когда солнце, “светлое и приветно-лучезарное” проходит через растянутые облачка и блеск его подобен блеску кованого серебра”; около полудня появляется “множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями”. “...Далее, к небосклону, они сдвигаются”, но “все насквозь проникнуты светом и теплотой”. “К вечеру эти облака исчезают; последние из них ...ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца”.“...Вечерняя звезда, ..на всем лежит печать какой-то трогательной кротости) .
В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным и тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился.
В рассказе в описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.
Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.