Смысл названия рассказа раскрывается в статье об отце: “…как жаль, что молодой энтузиаст не дожил до торжества своих светлых идей”, - пишет корреспондент. Как жаль, что столько судеб было погублено в эту эпоху, как жаль талантливых и свободомыслящих, как жаль людей, ждущих и не дождавшихся исчезнувших в сталинское время родственников, безмерно жаль! В этом и заключается идея рассказа – судьба человека в тоталитарном государстве тяжела и трагична, как в заключении (судьба зэков) , так и на свободе, хоть и мнимой. О многом говорит постоянно испытываемое героиней чувство опасности. Такой стиль поведения человека диктуется тоталитарной идеологией. По-другому ведут себя заключённые в произведениях Солженицына – им уже нечего терять, их свободу отняли, в этом же рассказе показана жизнь людей, находящихся на так называемой «свободе» и втиснутых в жёсткие рамки вождизма.
Написанный совсем еще молодым человеком, роман «Герой нашего времени» пропитан духом романтизма. Это сказывается в сюжете, стиле, антураже действия, образе главного героя. Для романтического повествования необходимы необычные деяния, проявления геройства, неразделенная любовь или любовь, встречающая непреодолимые препятствия, остро поставленная проблема свободы личности. Все это присутствует в романе, хотя и в своеобразной форме. В условиях николаевской России главный герой чувствует себя обделенным свободой, правом действовать. Он ищет недостающего в показном молодечестве, приключениях, мимолетных романах. Самое главное здесь - характерный образ главного героя, Печорина. Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Он очень похож на героя «байронического» типа, и тем не менее отнюдь не брат-близнец Чайльд-Гарольда. Из композиции романа (хронологически его эпизоды перепутаны) нам становится видна бесцельность его жизни, непоследовательность его действий. В повести «Тамань» Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицера. И в результате проезжим офицером, в сущности равнодушным, как сама судьба, романтический мир контрабандистов оказывается разрушен. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в «Княжне Мери». Здесь приоткрывается предыстория героя. Он влюблен в женщину, которая когда-то вышла замуж и оставила его. Лермонтов не стал описывать это подробнее, так как история обыденна и вполне понятна. В романтические тона ее окрашивает только чувство главного героя. Возможно, оно и выбрасывает его из жизни, в результате чего он вынужден следовать романтическому канону. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому «Парусу», влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми - это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но «чудный мир тревог и битв», который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним «насыщенную гордость». Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в «Княжне Мери», в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - «невостребованная» потребность его талантливой и, возможно, сильной натуры. Печорин - одновременно и дитя своего времени, когда лучшие представители образованного слоя не могли найти своим силам достойного применения, ища их в романтических мечтах, и человек своего возраста. В сущности это подросток, не разрешающий миру одолеть себя совсем. Он бежит пошлости, ищет чистоты и любви. Потому его образ и исторически достоверен и современен
В этом и заключается идея рассказа – судьба человека в тоталитарном государстве тяжела и трагична, как в заключении (судьба зэков) , так и на свободе, хоть и мнимой. О многом говорит постоянно испытываемое героиней чувство опасности. Такой стиль поведения человека диктуется тоталитарной идеологией. По-другому ведут себя заключённые в произведениях Солженицына – им уже нечего терять, их свободу отняли, в этом же рассказе показана жизнь людей, находящихся на так называемой «свободе» и втиснутых в жёсткие рамки вождизма.
Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Он очень похож на героя «байронического» типа, и тем не менее отнюдь не брат-близнец Чайльд-Гарольда. Из композиции романа (хронологически его эпизоды перепутаны) нам становится видна бесцельность его жизни, непоследовательность его действий. В повести «Тамань» Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицера. И в результате проезжим офицером, в сущности равнодушным, как сама судьба, романтический мир контрабандистов оказывается разрушен. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в «Княжне Мери». Здесь приоткрывается предыстория героя. Он влюблен в женщину, которая когда-то вышла замуж и оставила его. Лермонтов не стал описывать это подробнее, так как история обыденна и вполне понятна. В романтические тона ее окрашивает только чувство главного героя. Возможно, оно и выбрасывает его из жизни, в результате чего он вынужден следовать романтическому канону. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому «Парусу», влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми - это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но «чудный мир тревог и битв», который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним «насыщенную гордость». Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в «Княжне Мери», в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - «невостребованная» потребность его талантливой и, возможно, сильной натуры. Печорин - одновременно и дитя своего времени, когда лучшие представители образованного слоя не могли найти своим силам достойного применения, ища их в романтических мечтах, и человек своего возраста. В сущности это подросток, не разрешающий миру одолеть себя совсем. Он бежит пошлости, ищет чистоты и любви. Потому его образ и исторически достоверен и современен