Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма.
Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию.[1] Учение Гердера о народном духе с одной стороны развивает просветительское, с другой стороны уже предвосхищает романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. В романтическом учении о продуктивном духе народов братьев Гримм, которое было в целом узким и националистическим, этому духу надлежит из темного лона породить все своеобразие нации. Впоследствии романтическое учение исторической школы права (Савиньи) привело к недооценке наднациональных связей и влияний в исторической жизни и было связано пуповиной с естественно-правовым пониманием истории, поскольку это понимание истории заменяло веру в стабильную, всеобщую природу человека верой в стабильную природу народов. Это учение изолировало отдельный народ и игнорировало воздействия на его духовное бытие, возникавшие из политического и культурного сосуществования народов — своего рода аберрация зрения, дававшая себя знать едва ли не до конца XIX в.
У Гегеля национальный дух обозначает культурно-исторические проекции Абсолютного Духа. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю. Эмпирическим выражением национального духа является народ. Национальный дух посредством национального характера влияет на формирование индивидуального духа. Национальный дух осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии (наряду с духом времени). Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия национального духа.
«тарас бульба» — это повесть, посвященная страницам народа. главный ее герой, тарас клубень, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты казачества. тарас бульба — мужественный воин, который прославил себя во многих боях. мужественное лицо, смелый взгляд, казацкие усы и трубка, с которой он некогда не разводился. таким возникает перед нами со страниц повести полковник тарас бульба. он любит казацкую жизнь. поэтому и проводит свою жизнь в запорожской сечи, так как он — защитник родной земли, православие и законов. такими хочет видеть и своих сыновей. гордится он сыновьями, наблюдая, как крушат они врага в первой битве. сам тарас провел всю свою жизнь в битвах с поляками, турками, татарами. отважным, опытным командиром обнаруживает себя тарас, когда его избрали атаманом. в первую очередь для него — верность отчизне. это видно не только из его знаменитой речи об боевом братстве. и в последнюю свою минуту он пытается товарищам. • «нет из казаков никого, кто был равным ему в доблести». это мудрый, с большим жизненным опытом казак. поэтому именно его избирают запорожцы своим атаманом. он всегда в центре битвы. ободряет казаков, дает им совет. однако ошеломлен был тарас, когда увидел, как его родной сын андрей убивает казаков-запорожцев. он ощущает свою огромную вину перед ними, родиной. и никакая сила родительской любви не помешает страшному приговору: «я тебя породил, я тебя и убью». помертвела родительская душа от двойного удара: гибели двух сыновей. тарас, жизнелюб, веселый, остроумный казак, становится жестоким мстителем. главные события происходят в запорожской сечи. это вольная республика, в которой живут люди абсолютно свободные, где воспитываются сильные характеры. замечателен образ главного героя повести -тараса бульбы. человек огромной воли и ума, он карает польских магнатов. это образ, овеянный легендой, в нем нет ничего эгоистического, и его душа проникнута стремлением – к независимости. ценя в человеке прежде всего мужество и измену родине никто не может ни искупить, ни оправдать. создавая образ тараса бульбы, н.в.гоголь не пытается идеализировать его. в нем перемешаны нежность и грубость, великое и малое. гоголь мечтал о героическом характере. именно таким является образ тараса. в нем запечатлены черты национального характера. недаром повесть гоголя является одной из любимейших книг современных людей. незабываемыми, трагическими есть последние страницы повести. горит, пылает над рекой дерево, к которому прикованный поляками тарас бульба, и душа его с казаками, к ним обращенные его последние слова. погиб тарас бульба, и несокрушимыми остались его воля, любовь к товарищам и родной земле.
Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма.
Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию.[1] Учение Гердера о народном духе с одной стороны развивает просветительское, с другой стороны уже предвосхищает романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. В романтическом учении о продуктивном духе народов братьев Гримм, которое было в целом узким и националистическим, этому духу надлежит из темного лона породить все своеобразие нации. Впоследствии романтическое учение исторической школы права (Савиньи) привело к недооценке наднациональных связей и влияний в исторической жизни и было связано пуповиной с естественно-правовым пониманием истории, поскольку это понимание истории заменяло веру в стабильную, всеобщую природу человека верой в стабильную природу народов. Это учение изолировало отдельный народ и игнорировало воздействия на его духовное бытие, возникавшие из политического и культурного сосуществования народов — своего рода аберрация зрения, дававшая себя знать едва ли не до конца XIX в.
У Гегеля национальный дух обозначает культурно-исторические проекции Абсолютного Духа. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю. Эмпирическим выражением национального духа является народ. Национальный дух посредством национального характера влияет на формирование индивидуального духа. Национальный дух осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии (наряду с духом времени). Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия национального духа.