Емшан» — повесть Мориса Симашко 1966 года, одно из лучших произведений писателя. Трудно определить жанр повести: её можно также назвать и , и поэмой в прозе.
В «Емшане» затронута одна из самых драматичных тем, которые всегда волновали ученых и литераторов Казахстана — правление в Египте мамлюков кипчакского происхождения (1250—1382 гг.). Приходу мамлюков к власти предшествовала гибель кипчаков как этноса в результате монгольского завоевания, и только в Египте, в качестве сначала рабов, а затем правящей верхушки, кипчаки на время продлили своё существование.
Известный казахский поэт Олжас Сулейменов в книге «Аз и Я» отмечал, что именно по его совету Морис Симашко взялся за «мамлюкскую» тему. «Емшан» стал первым из произведений Мориса Симашко, в котором на первом плане — личность человека, облечённого властью, история возвышения раба-мамлюка до всемогущего султана. У Симашко власть не меняет человека к худшему — его герой поднимается на трон из невольничьего барака и корабельного трюма и приносит с собой своё мировоззрение и свои привычки, приобретенные им в рабстве.
В поэтическом мире А. К. Толстого жанр занимает особо значимую – можно сказать, привилегированную – позицию[i]. Первый известный нам его опыт – «Как филин поймал летучую мышь…» - включен в повесть «Упырь» (1841). В 1840-е гг. создаются фантастические суггестивные с ослабленным сюжетом («Волки», варьирующие «русалочью» тему «Где гнутся над омутом лозы…» и «Князь Ростислав»), , использующие исторический материал в лирическом ключе («Курган», «Ночь перед приступом») и собственно исторические («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»). Как это характерно для Толстого, жанр проходит испытание на прочность в пародиях (прежде всего – «прутковских»). Плодотворный опыт фольклорных стилизаций в лирике и сатире второй половины 1850-х годов формированию поздней толстовской , где, трансформируя, интерпретируя и «договаривая» традиционные (былинные или летописные) сюжеты, поэт осмысливает актуальные политические и социокультурные проблемы своего времени в контексте своеобычных историософии и эстетики. Ряд этих – «универсальных» по смыслу и резко индивидуальных по авторскому тону - открывается «Змеем Тугариным» (1867) и продолжается «Тремя побоищами» (1869), «Песней о походе Владимира на Корсунь» (1869), «Потоком-богатырем» (начало 1871) и четырьмя опусами («Илья Муромец», диптих «Порой веселой мая…» и «Сватовство», «Алеша Попович»), написанными при очевидном творческом подъеме весной-летом 1871 года[ii]. В ноябре того же года Толстой начинает и лишь в марте следующего заканчивает «Садко», на рубеже 1872-73 работает над «Канутом» и «Слепым». Более к поэт не обращался[iii].
Емшан» — повесть Мориса Симашко 1966 года, одно из лучших произведений писателя. Трудно определить жанр повести: её можно также назвать и , и поэмой в прозе.
В «Емшане» затронута одна из самых драматичных тем, которые всегда волновали ученых и литераторов Казахстана — правление в Египте мамлюков кипчакского происхождения (1250—1382 гг.). Приходу мамлюков к власти предшествовала гибель кипчаков как этноса в результате монгольского завоевания, и только в Египте, в качестве сначала рабов, а затем правящей верхушки, кипчаки на время продлили своё существование.
Известный казахский поэт Олжас Сулейменов в книге «Аз и Я» отмечал, что именно по его совету Морис Симашко взялся за «мамлюкскую» тему. «Емшан» стал первым из произведений Мориса Симашко, в котором на первом плане — личность человека, облечённого властью, история возвышения раба-мамлюка до всемогущего султана. У Симашко власть не меняет человека к худшему — его герой поднимается на трон из невольничьего барака и корабельного трюма и приносит с собой своё мировоззрение и свои привычки, приобретенные им в рабстве.
В поэтическом мире А. К. Толстого жанр занимает особо значимую – можно сказать, привилегированную – позицию[i]. Первый известный нам его опыт – «Как филин поймал летучую мышь…» - включен в повесть «Упырь» (1841). В 1840-е гг. создаются фантастические суггестивные с ослабленным сюжетом («Волки», варьирующие «русалочью» тему «Где гнутся над омутом лозы…» и «Князь Ростислав»), , использующие исторический материал в лирическом ключе («Курган», «Ночь перед приступом») и собственно исторические («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»). Как это характерно для Толстого, жанр проходит испытание на прочность в пародиях (прежде всего – «прутковских»). Плодотворный опыт фольклорных стилизаций в лирике и сатире второй половины 1850-х годов формированию поздней толстовской , где, трансформируя, интерпретируя и «договаривая» традиционные (былинные или летописные) сюжеты, поэт осмысливает актуальные политические и социокультурные проблемы своего времени в контексте своеобычных историософии и эстетики. Ряд этих – «универсальных» по смыслу и резко индивидуальных по авторскому тону - открывается «Змеем Тугариным» (1867) и продолжается «Тремя побоищами» (1869), «Песней о походе Владимира на Корсунь» (1869), «Потоком-богатырем» (начало 1871) и четырьмя опусами («Илья Муромец», диптих «Порой веселой мая…» и «Сватовство», «Алеша Попович»), написанными при очевидном творческом подъеме весной-летом 1871 года[ii]. В ноябре того же года Толстой начинает и лишь в марте следующего заканчивает «Садко», на рубеже 1872-73 работает над «Канутом» и «Слепым». Более к поэт не обращался[iii].