Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь — одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его часть — рассказы мальчиков — тоже изображена на фоне описания летней ночи.) Прекрасный июльский день. (В начале рассказа Тургенев описывает июльский день, когда он, отправившись на охоту, заблудился. Автор — человек наблюдательный, хорошо знающий приметы погоды. Он пишет о ясном небе, светлом и лучезарном солнце, неподвижных облаках, неизменной ясности небосвода. Во всем Тургенев отмечает мягкость красок и «трогательную кротость».) Описание Бежина луга. Вид луга с обрыва холма. (Равнина, окруженная полукругом реки, огонь костра и люди у огня.)
Ночь на лугу. (Картина ночи дополняет рассказы детей, придает им особую выразительность и таинственность. Тургенев показывает, как преображаются в свете костра обычные предметы; каким значительным становится каждый звук в ночной тишине. Слушая рассказы детей, писатель замечает, как постепенно меняются цвета, запахи и звуки летней ночи.) Рассвет на лугу. (Предрассветная тишь, свежесть утра, постепенное изменение цвета неба, восход солнца, первые звуки наступающего дня.) Тургенев — мастер пейзажа. (Картины природы в рассказе созданы тонким и наблюдательным человеком, обладающим художника. Он замечает мельчайшие детали, изменение оттенков цветов, полутона и тени. Его слух фиксирует самые тонкие звуки. Природа у Тургенева — не только фон, но и своеобразный персонаж рассказа: она постоянно меняется, живет своей жизнью. И в то же время — природа занимает значительное место в жизни человека).
Сказка-быль «кладовая солнца» м. м. пришвина посвящена реальным событиям. в ней описывается жизнь деревни в послевоенные годы. мы видим и трудности деревенских жителей, и их необыкновенную . главные герои сказки-были - настя и митраша - удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. мама у насти и митраши умерла, а отец погиб на войне. односельчане всячески старались детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно. автор пишет о детях: «они были милые. настя была как золотая курочка на высоких ножках. волосы у отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые митраша был моложе сестры на два года. ему было всего только десять лет с хвостиком… это был мальчик и сильный. «мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе». после смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. дети никому не жаловались и ни у кого не просили . настя и митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности, и при этом они совсем не считали свою жизнь чем-то из ряда вон выходящим. так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми. «…умненькие и дружные », - говорили о них односельчане. «не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ». настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому. «с хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». хоть митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. так приучил его отец. соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли, . но митраша, «мужичок в мешочке», и сам не сидел без дела. у отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан. «но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство», - рассказывает автор. с детства митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу. мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений. это умение теперь пригодилось детям сполна. ведь им приходится ходить на охоту, а также собирать клюкву - чудесное средство, больным и ослабленным людям. и хотя сами дети жили впроголодь, «но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной больным детям, настя отдала им всю свою целебную ягоду». однажды в лесу брат и сестра поссорились и отправились разными дорогами. именно из-за их ссоры чуть не произошла настоящая трагедия. митраша, несомненно, утонул бы в болоте, если бы не его находчивость. собака травка, которая после смерти своего хозяина антипыча, осталась одна, случайно оказалась рядом. но ведь собака - это не человек. и ей невозможно объяснить, как именно она может утопающему ребенку. а маленькому мальчику митраше это удалось. это говорит о том, что маленький митраша на самом деле обладал наблюдательностью и рассудительностью взрослого человека. а еще он помнил, что обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружье и компас, без которых одна в лесу настя может погибнуть. он несет ответственность за жизнь сестры. потом мальчишке удалось убить огромного волка, долгое время наводившего страх на всю округу. и односельчане долго не верили, что ребенок сумел-таки сделать то, что не под силу даже иному взрослому. но это еще раз доказывает, что митраша - необычный ребенок. он - полностью сформировавшаяся личность, твердым характером, находчивостью и мужеством. « - был мужичок, …да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». он и его сестра заслуживают самого искреннего восхищения - как люди, которые могут смело смотреть в глаза любой опасности.
Ночь на лугу. (Картина ночи дополняет рассказы детей, придает им особую выразительность и таинственность. Тургенев показывает, как преображаются в свете костра обычные предметы; каким значительным становится каждый звук в ночной тишине. Слушая рассказы детей, писатель замечает, как постепенно меняются цвета, запахи и звуки летней ночи.) Рассвет на лугу. (Предрассветная тишь, свежесть утра, постепенное изменение цвета неба, восход солнца, первые звуки наступающего дня.) Тургенев — мастер пейзажа. (Картины природы в рассказе созданы тонким и наблюдательным человеком, обладающим художника. Он замечает мельчайшие детали, изменение оттенков цветов, полутона и тени. Его слух фиксирует самые тонкие звуки. Природа у Тургенева — не только фон, но и своеобразный персонаж рассказа: она постоянно меняется, живет своей жизнью. И в то же время — природа занимает значительное место в жизни человека).