Внимательно изучив этот превосходный роман "Евгений Онегин" А. Пушкина, стоит обратить внимание что автор долго не мог подобрать какой же типаж подходит к его главному герою .Роман писался более семи лет. В романе много противоречий, но Пушкин намеренно не захотел их убирать. Оставил их, чтобы мы -читатели поразмыслили над той действительностью и характерами главных героев. В них нет только положительных сторон, или только отрицательных. Как и все люди-они сочетают в себе все качества и хорошие, и плохие. Он дал нам возможность переосмыслить современную российскую действительность через изображение трех социально-психологических типов - "русского европейца" Евгения Онегина, идеалиста-романтика Ленского и почти идеальный женский характер - Татьяну Ларину. Особенно выделяя образ Евгения, в нем Пушкин запечатлел тип "лишнего человека", отличительными признаками которого являются высокий духовно-интеллектуальный уровень и конечно, оппозиционность обществу. Он - по характеру-бунтарь, выскочка-одиночка, не желающий мириться с порядками мира. Этот литературный тип восходит к романтическому герою-бунтарю, к которому сам Пушкин питает особую привязанность. Онегин - русский европеец, Пушкин в романе неоднократно подчеркивает странность своего героя, говорит о ней и косвенно и прямо: поэту нравятся черты Онегина, его странность; Онегин для него «спутник странный» . В повести мотив странности героя также выделен: лицо его «имело странное выражение», на устах его «странная улыбка». Пушкин хотел подчернуть европеизм Онегина, и этот его роман был первым таким национально-художественным произведением. В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом. Поэт понял, что время эпических поэм давным-давно и что для изображения современного общества, в котором проза жизни так глубоко проникла в самую поэзию жизни, нужен роман, а не эпическая поэма. Он взял эту жизнь, как она есть, без прекрас, и внес туда то, что по его мнению ,было важным, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью.Несмотря на то, что роман носит на себе имя своего героя, — в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна. В обоих их должно видеть представителей обоих полов русского общества в ту эпоху. Онегин - отнюдь не вельможа. Онегин - светский человек .Высший круг общества в то время до того был отделен от всех других кругов. Онегину было дико в обществе Лариных. Вследствие этого Онегин с первых же строк романа был принят за безнравственного человека. Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Да и сам поэт не хотел изобразить своего любимого героя холодным эгоистом. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охладила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. В душе его жила поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет — все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому человеку он открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою. Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везет, то и всеми. Разочарование в жизни, в людях, в самих себе ,если только оно истинно и просто, без фраз и щегольства нарядною печалью, свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Таков был наш герой - русский европеец, с мятежным характером.В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни; страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа. А вот другая натура - Ленский. Прямо противоположная Евгению. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе. А Онегин же был совсем иной, поэтому он не походил на всех в обществе, он выделялся из толпы. Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. Поэтому он и назван русским европейцем того времени.
«Рассказ…» начинается с молитвы Иннокентия, автора произведения, который просит Господа в его труде. Это традиционный прием, используемый в житийной литературе. Далее начинается непосредственно само повествование, ведущееся от первого лица. В четверг третьей недели после Пасхи старец Пафнутий зовёт к себе инока Иннокентия походить с ним за монастырём. Когда Пафнутий и его ученик приходят к пруду и подходят к месту за плотиной, они видят просочившийся через неё ручей. Старец наставляет Иннокентия, как преградить путь воде. Ученик недоумевает, зачем старец говорит это сейчас — вот он придёт с братией работать, а старец будет ими руководить. Пафнутий же отвечает на это, что у него есть более важное дело.
После службы шестого часа Пафнутий зовёт инока к себе в келью. Тот, входя, видит Пафнутия в постели во всём облачении. Блаженный говорит ученику, что «узы должны разрешиться». Не понимая его слов, охваченный от этого страхом, Иннокентий ничего не говорит и подчиняется Пафнутию — идёт работать на плотину, куда посылает его игумен. Но ни сам Иннокентий, ни другие иноки не могут работатьиз-за «смятения» в душах.
Возвратившись в монастырь, иноки застают Пафнутия в келье. Тот просит поскорее послать к князю Михаилу и просит его, чтобы князь больше сам в монастырь не ездил и никого к Пафнутию не посылал, потому что «приспели» «иные заботы». Вечером игумен не присутствует на службе в церкви, а на недоумённые вопросы иноков отвечает, что в тот же день недели, четверг, избавится от своей немощи. Таким образом, автор показывает, что блаженный Пафнутий уже заранее знает время своей смерти. Непонимание же иноков намеренно утрировано в повествовании, чтобы подчеркнуть дар предвидения святого, чего не дано простым людям.
Утреннюю службу Пафнутий слушает опять в своей келье, а затем призывает всех братьев и просит у них прощения. При этом он отказывается благословить ремесленника Дионисия, случайно находящегося в это время в монастыре, объясняя это тем, что сам себе не может Игумен отпускает братию (всего тогда в монастыре было девяносто пять человек, как отмечает Иннокентий), а Иннокентия просит оставаться при нём постоянно. Ученик подробно описывает, какие службы провёл Пафнутий. Таким образом, действительно можно предположить, что «Рассказ…» писался на основании реальных дневниковых записей, так как иноки исчисляли время суток по церковным службам.
Тем временем князь Михаил присылает узнать, почему не велел Пафнутий никого принимать, на что старец отвечает: «Нет у него до меня никакого дела». Игумен также не принимает из тверского удела грамоты и деньги и сердится, когда Иннокентий пытается всё-таки оставить их. Автор всё время подчёркивает, что старец Пафнутий отрекается от всех земных дел и духовно начинает готовиться к смерти, когда этого ещё не понимает никто из окружающих. Одни черты, которые отмечает Иннокентий в поведении игумена, привычны для окружающих, но обострены (например, не пропускать ни одного стиха или слова в стихе), другие непривычны (он позволяет зажечь светильник в келье после вечерни, хотя обычно всегда молился после службы в темноте, зовёт к себе священника перед причастием, хотя до этого никогда ни с кем в такой ситуации не говорил даже о самых неотложных делах).
Описаны в «Рассказе…» и отношения со светской властью. Несмотря на то, что Пафнутий не хочет принимать посланников князя Михаила, даже священника, он своими действиями не только показывает собственную отрешённость от мира, но и неправоту князя, поскольку тот просит благословения только для себя и одного сына. «А князь Василий разве не сын ему? Сам в своей семье раздор заводит», — говорит старец Пафнутий. Поп Иван, посланец князя, всё-таки пытается добиться своего и получить благословение. Он проходит в церковь, рассчитывая встретить там игумена во время службы. Пафнутий же, заметив это, быстро проходит в алтарь. И лишь после того как поп покидает монастырь, Пафнутий выходит из церкви и возвращается в свою келью.
На вопрос Иннокентия, каково будет его завещание по поводу монастырского устроения, Пафнутий отвечает пространной беседой, а преемника после себя на игуменство не называет, говоря, что поручает монастырь Пречистой. Иннокентий отмечает, что игумен и раньше никогда не называл монастырь своим, но Пречистой, говоря: «Та создала». Непосредственно перед смертью Пафнутий предсказывает мятеж среди братии. В контексте его предыдущих слов это можно понимать как-то, что у старца не было близкого ученика, которого бы он хотел видеть игуменом, а поэтому он считал возможными разногласия между братией по этому поводу. В дальнейшем, в «Житии Иосифа Волоцкого», будет сказано, что св. Пафнутий завещал свой монастырь Иосифу, который был его ближайшим учеником.
Смерть святого описывается просто и в то же время трогательно: «И отлетела душа от старца, ибо уснул вечным сном, ноги вытянул и руки на груди крестообразно сложил, присоединился к святым отцам, житию которых подражал».
по натуре. Да и сам поэт не хотел изобразить своего любимого героя холодным эгоистом. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охладила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. В душе его жила поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет — все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому человеку он открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою. Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везет, то и всеми. Разочарование в жизни, в людях, в самих себе ,если только оно истинно и просто, без фраз и щегольства
нарядною печалью, свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Таков был наш герой - русский европеец, с мятежным характером.В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни; страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа. А вот другая натура - Ленский. Прямо противоположная Евгению. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе. А Онегин же был совсем иной, поэтому он не походил на всех в обществе, он выделялся из толпы. Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. Поэтому он и назван русским европейцем того времени.
краткий пересказ
«Рассказ…» начинается с молитвы Иннокентия, автора произведения, который просит Господа в его труде. Это традиционный прием, используемый в житийной литературе. Далее начинается непосредственно само повествование, ведущееся от первого лица. В четверг третьей недели после Пасхи старец Пафнутий зовёт к себе инока Иннокентия походить с ним за монастырём. Когда Пафнутий и его ученик приходят к пруду и подходят к месту за плотиной, они видят просочившийся через неё ручей. Старец наставляет Иннокентия, как преградить путь воде. Ученик недоумевает, зачем старец говорит это сейчас — вот он придёт с братией работать, а старец будет ими руководить. Пафнутий же отвечает на это, что у него есть более важное дело.
После службы шестого часа Пафнутий зовёт инока к себе в келью. Тот, входя, видит Пафнутия в постели во всём облачении. Блаженный говорит ученику, что «узы должны разрешиться». Не понимая его слов, охваченный от этого страхом, Иннокентий ничего не говорит и подчиняется Пафнутию — идёт работать на плотину, куда посылает его игумен. Но ни сам Иннокентий, ни другие иноки не могут работатьиз-за «смятения» в душах.
Возвратившись в монастырь, иноки застают Пафнутия в келье. Тот просит поскорее послать к князю Михаилу и просит его, чтобы князь больше сам в монастырь не ездил и никого к Пафнутию не посылал, потому что «приспели» «иные заботы». Вечером игумен не присутствует на службе в церкви, а на недоумённые вопросы иноков отвечает, что в тот же день недели, четверг, избавится от своей немощи. Таким образом, автор показывает, что блаженный Пафнутий уже заранее знает время своей смерти. Непонимание же иноков намеренно утрировано в повествовании, чтобы подчеркнуть дар предвидения святого, чего не дано простым людям.
Утреннюю службу Пафнутий слушает опять в своей келье, а затем призывает всех братьев и просит у них прощения. При этом он отказывается благословить ремесленника Дионисия, случайно находящегося в это время в монастыре, объясняя это тем, что сам себе не может Игумен отпускает братию (всего тогда в монастыре было девяносто пять человек, как отмечает Иннокентий), а Иннокентия просит оставаться при нём постоянно. Ученик подробно описывает, какие службы провёл Пафнутий. Таким образом, действительно можно предположить, что «Рассказ…» писался на основании реальных дневниковых записей, так как иноки исчисляли время суток по церковным службам.
Тем временем князь Михаил присылает узнать, почему не велел Пафнутий никого принимать, на что старец отвечает: «Нет у него до меня никакого дела». Игумен также не принимает из тверского удела грамоты и деньги и сердится, когда Иннокентий пытается всё-таки оставить их. Автор всё время подчёркивает, что старец Пафнутий отрекается от всех земных дел и духовно начинает готовиться к смерти, когда этого ещё не понимает никто из окружающих. Одни черты, которые отмечает Иннокентий в поведении игумена, привычны для окружающих, но обострены (например, не пропускать ни одного стиха или слова в стихе), другие непривычны (он позволяет зажечь светильник в келье после вечерни, хотя обычно всегда молился после службы в темноте, зовёт к себе священника перед причастием, хотя до этого никогда ни с кем в такой ситуации не говорил даже о самых неотложных делах).
Описаны в «Рассказе…» и отношения со светской властью. Несмотря на то, что Пафнутий не хочет принимать посланников князя Михаила, даже священника, он своими действиями не только показывает собственную отрешённость от мира, но и неправоту князя, поскольку тот просит благословения только для себя и одного сына. «А князь Василий разве не сын ему? Сам в своей семье раздор заводит», — говорит старец Пафнутий. Поп Иван, посланец князя, всё-таки пытается добиться своего и получить благословение. Он проходит в церковь, рассчитывая встретить там игумена во время службы. Пафнутий же, заметив это, быстро проходит в алтарь. И лишь после того как поп покидает монастырь, Пафнутий выходит из церкви и возвращается в свою келью.
На вопрос Иннокентия, каково будет его завещание по поводу монастырского устроения, Пафнутий отвечает пространной беседой, а преемника после себя на игуменство не называет, говоря, что поручает монастырь Пречистой. Иннокентий отмечает, что игумен и раньше никогда не называл монастырь своим, но Пречистой, говоря: «Та создала». Непосредственно перед смертью Пафнутий предсказывает мятеж среди братии. В контексте его предыдущих слов это можно понимать как-то, что у старца не было близкого ученика, которого бы он хотел видеть игуменом, а поэтому он считал возможными разногласия между братией по этому поводу. В дальнейшем, в «Житии Иосифа Волоцкого», будет сказано, что св. Пафнутий завещал свой монастырь Иосифу, который был его ближайшим учеником.
Смерть святого описывается просто и в то же время трогательно: «И отлетела душа от старца, ибо уснул вечным сном, ноги вытянул и руки на груди крестообразно сложил, присоединился к святым отцам, житию которых подражал».
Объяснение: