Нализ стихотворения Пушкина «Кавказ»Летом 1829 года Александр Пушкин побывал на Кавказе, в результате чего появился на свет цикл стихов, которые условно можно отнести е поэтическим заметкам путешественника. Одним из таких произведений является «Кавказ», который был написан под впечатление от прогулки в горах. Пушкина по праву можно отнести к числу выдающихся мастеров пейзажной лирики, однако произведения более позднего периода творчества этого поэта включают в себя и философские размышления. Именно к такой категории относится и стихотворение «Кавказ», в котором автор высказывает свое стремление к внутренней свободе, отмечая при этом, что достичь этого практически невозможно.Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел, «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечу, где скачут олени». Однако поэт подмечает не только изысканность и величие окружающего мира, так как знает, что есть и обратная сторона медали. Ведь жизнь течет по своим законам, которые лишены романтики и наполнены повседневной прозой. Поэтому он знает, что где-то «там уж и люди гнездятся в горах», которым приходится трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на то, что южный край весьма обилен и щедр на дары природы, плодородную землю часто приходится отвоевывать у гор. И на это у местных жителей уходит все свободное время, а также силы. Поэт мастерски создает образы людей, не акцентируя внимания на их внешности и роде деятельности. Он не развивает тему, почему «нищий наездник таится в ущелье», но и без этого понятно, что один из героев произведения занят тем, что добывает себе пропитание. И этот незначительный штрих удачно дополняет ту идиллическую картину, которую так виртуозно создает поэт и привносит в нее элементы реализма.Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения. Так, Терек у поэта «играет в свирепом веселье» и «воет, как зверь молодой». Поэт втайне завидует мощи водного потока, но при этом отмечает, что герой его стихотворения, которого автор отождествляет с самим собой, «бьется о берег в вражде бесполезной». Точно также и поэт постоянно пытается пробить те невидимые стены, которые с завидным упорством возводит перед ним общество. Именно по этой причине, наблюдая за тем, как Терек «лижет утесы голодной волной», Пушкин отождествляет себя с водным потоком, который закован в каменные берега. И точно так же у поэта, как и у реки, нет возможности вырваться из этого плена, чтобы проявить себя в полной мере. Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя.К сожалению, наблюдая за горной рекой, автор понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Этому препятствует сама природа, мудрая и беспощадная. Обращаясь к водному потоку, поэт отмечает: «Нет ни пищи ему, ни отрады: теснят его грозно немые громады». Увиденное полностью соответствует внутренним ощущениям Пушкина, который не прекращает войны с окружающим миром, но с каждым мгновением все отчетливее понимает, что вряд ли сможет выйти из нее победителем.
А. С. ПУШКИН «Капитанская дочка» 1.Определите жанр произведения. а)роман б)историческая повесть в)семейно-бытовая хроника г)легенда д)мемуары 2.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица а)автора б)повествователя в)Маши Мироновой. г)Петра Гринева д) Пугачева 3.Авторская позиция проявляется в произведении с а)композиции б)эпиграфов в)вставных элементов г)прямой авторской оценки д)выбора героя 4. Пугачев в повести «Капитанская дочка» представлен как а)мятежник, преступник б)историческое лицо — предводитель народного восстания в)романтический герой г)простой человек, пользующийся уважением народа 5.Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина? а)сопоставления б)взаимодополнения в)антитезы г)композиционной параллели 6. Назовите художественные приемы , которые Пуш кин не использовал для создания образа Пугачева а)авторская оценка б)портрет в)отношение других персонажей г)эпиграфы д)речевая характеристика е)вставные элементы 7.В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова — а)единственный женский персонаж повести б)идейный и художественный центр повести в)возлюбленная Петра Гринева г)дочь погибшего русского офицера 8.Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета. а)экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца б)завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше в)кульминация 3) детство Петруши в родовом имении г)развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести 9.С какой целью в повесть вводится сон Петруши? а)характеризует Гринева б)предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей в)характеризует Пугачева г)подчеркивает кровожадность Пугачева 10.Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспо щадный…»? а)автору б)Екатерине II в)Петруше Гриневу г)Петру Андреевичу Гриневу — автору мемуаров д)Савельичу 11.Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы. Пугачев ; Швабрин; Савельич; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы. 12.Какие фольклорные жанры использует А. С. Пуш кин для создания образа Пугачева ? а)былины б)загадки в)сказки г)песни д)пословицы, поговорки е)мифы 13.Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково. А. Сумароков»? а)«Суд» б)«Арест» в)«Приступ» г)«Незваный гость» д)«Мятежная слобода» 14.Какова основная проблематика повести «Капи танская дочка»? а)проблема любви б)проблема чести, долга и милосердия в)проблема роли народа в развитии общества г)проблема сопоставления родового и служивого дво рянства 15.Каким показан в повести Савелъич? а)забитым, безгласным крепостным б)послушным, рабски преданным своим господам человеком в)глубоким человеком, наделенным чувством собственного достоинства г)любящим, заботливым и советчиком 16.О каких исторических событиях идет речь в по вести? а)крестьянская война под предводительством Б. Пугачева б)бунт яицкого войска в)бунт Ивана Болотникова г)поход князя Голицына на Оренбург д)стрелецкий бунт в Москве 17.Какие символические образы используются А. С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»? а)путь, дорога б)могила в)буря, буран г)орел, ворон д)кинжал е)виселица 18.Какие черты русского национального характера показаны А. С. Пушкиным в образе Пугачева ? а)ум, сметливость б)лень, бездеятельность в)удальство, широта натуры г)склонность к пьянству д)память на добро, благодарность 19. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, пол ное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть не изъяснимую ...» а) Марии Мироновой б) Василисы Егоровны в) Екатерины II г) Авдотьи Васильевны
1.Определите жанр произведения.
а)роман
б)историческая повесть
в)семейно-бытовая хроника
г)легенда
д)мемуары
2.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица
а)автора
б)повествователя
в)Маши Мироновой.
г)Петра Гринева
д) Пугачева
3.Авторская позиция проявляется в произведении с
а)композиции
б)эпиграфов
в)вставных элементов
г)прямой авторской оценки
д)выбора героя
4. Пугачев в повести «Капитанская дочка» представлен как
а)мятежник, преступник
б)историческое лицо — предводитель народного восстания
в)романтический герой
г)простой человек, пользующийся уважением народа
5.Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина?
а)сопоставления
б)взаимодополнения
в)антитезы
г)композиционной параллели
6. Назовите художественные приемы , которые Пуш кин не использовал для создания образа Пугачева
а)авторская оценка
б)портрет
в)отношение других персонажей
г)эпиграфы
д)речевая характеристика
е)вставные элементы
7.В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова —
а)единственный женский персонаж повести
б)идейный и художественный центр повести
в)возлюбленная Петра Гринева
г)дочь погибшего русского офицера
8.Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а)экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
б)завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше
в)кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
г)развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести
9.С какой целью в повесть вводится сон Петруши?
а)характеризует Гринева
б)предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей
в)характеризует Пугачева
г)подчеркивает кровожадность Пугачева
10.Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспо щадный…»?
а)автору
б)Екатерине II
в)Петруше Гриневу
г)Петру Андреевичу Гриневу — автору мемуаров
д)Савельичу
11.Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
Пугачев ; Швабрин; Савельич; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы.
12.Какие фольклорные жанры использует А. С. Пуш кин для создания образа Пугачева ?
а)былины
б)загадки
в)сказки
г)песни
д)пословицы, поговорки
е)мифы
13.Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково. А. Сумароков»?
а)«Суд»
б)«Арест»
в)«Приступ»
г)«Незваный гость»
д)«Мятежная слобода»
14.Какова основная проблематика повести «Капи танская дочка»?
а)проблема любви
б)проблема чести, долга и милосердия
в)проблема роли народа в развитии общества
г)проблема сопоставления родового и служивого дво рянства
15.Каким показан в повести Савелъич?
а)забитым, безгласным крепостным
б)послушным, рабски преданным своим господам человеком
в)глубоким человеком, наделенным чувством собственного достоинства
г)любящим, заботливым и советчиком
16.О каких исторических событиях идет речь в по вести?
а)крестьянская война под предводительством Б. Пугачева
б)бунт яицкого войска
в)бунт Ивана Болотникова
г)поход князя Голицына на Оренбург
д)стрелецкий бунт в Москве
17.Какие символические образы используются А. С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
а)путь, дорога б)могила
в)буря, буран г)орел, ворон
д)кинжал е)виселица
18.Какие черты русского национального характера показаны А. С. Пушкиным в образе Пугачева ?
а)ум, сметливость
б)лень, бездеятельность
в)удальство, широта натуры
г)склонность к пьянству
д)память на добро, благодарность
19. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, пол ное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть не изъяснимую ...»
а) Марии Мироновой
б) Василисы Егоровны
в) Екатерины II
г) Авдотьи Васильевны