Какая тема повести "Ночь перед Рождеством"Основной темой творчества Н. В. Гоголя была тема народа. Эту же тему он любовно отразил и в повести "Ночь перед Рождеством", живописно воссоздал в своем произведении образ жизни украинцев, их быт, традиции и обычаи.
В повести описан Сочельник - вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. В народе с давних времен Сочельник считался магическим временем. В это время происходило зарождение иной, неведомой жизни, а всему новому и неизвестному люди всегда приписывают необычайные свойства. Так и ночи перед Рождеством приписывается наделять обычные предметы волшебной силой. Кроме того, считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. Не случайно и Гоголь изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.
Гоголь, хорошо знавший традиции украинского народа, очень достоверно, со всеми деталями, описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. Люди верили, что если в этот вечер загадать желание, то оно непременно сбудется. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья - знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги, "варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного".
В повести "Ночь перед Рождеством" мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. "Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие". Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки "с колбасою в руках или куском пирога". Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины "в белых суконных свитках", и дворянки "в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами", и девчата, "у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов", а впереди всех - дворяне и простые мужики с усами и чубами, "в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка". И на лицах у всех - ощущение праздника.
Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть "Ночь перед Рождеством" позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни украинского крестьянства. Что положил в основу своей повести Ночь перед рождеством Н. В. Гоголь: В первую очередь - описания малороссийского быта и черты местного фольклора. отлично передал колорит хохляцкой жизни. Это, в то время, очень заинтересовало российского и зарубежного читателя, поскольку было в диковинку
Гражына - маладая прыгожая Літвінка, дачка «величавой Рыгі уладара». Гражына выходзіць замуж за навагрудскага князя Литавора. Падданыя князя захопленыя прыгажосцю і складнасцю маладой княгіні. Гражына «тым яшчэ магла ганарыцца, што ростам князь не вышэй, чым яна». Княгіня падзяляе захапленне мужа паляваннем. У мядзведжай жорсткай шкуры і ў рысьей шапцы яна, асядлала жмудского баявога каня, палюе нароўні з Литавором. Пераапранутая ў мужчынскае сукенка Гражына нагадвае свайго мужа: «Часам са світай вярнуўшыся, Гражына падманвала вачэй простага чалавека, Литавору падобная цалкам... Тады не князю, а яго жонцы пашана пакорліва плаціў слугі». Але шчасце княгіні азмрочана. Яна пазнае аб тым, што яе муж заключыў ганебны дагавор з крыжакамі. (Дзеянне паэмы разгортваецца ў эпоху барацьбы жыхароў літоўска - беларускіх зямель з Тэўтонскім ордэнам). Гражына моліць мужа адумацца і не клікаць ворагаў на літоўскую зямлю. Але Литавор разгневаны умяшаннем жонкі ў яго справы, ен застаецца непахісны. Тады адважная жанчына прымае іншае рашэнне. Пад покрывам ночы, надзеўшы баявыя даспехі князя, яна з невялікай дружынай выступае насустрач крыжакам. Недалека ад горада завязваецца смяротны бой. Жменька смельчакоў супрацьстаіць велізарнай сіле ворага. Падданыя з здзіўленнем глядзяць на свайго «князя», які нават меч трымае не так, як звычайна. Ніхто і не здагадваецца, што плячом да пляча з імі змагаецца жонка Литавора - Гражына. Крыжакі актыўна наступаюць, і ўжо пачынае здавацца, што зыход бою прадвызначаны. Аднак, даведаўшыся аб тым, што здарылася, князь Литавор збірае ўсю сваю дружыну і спяшаецца на дапамогу жонцы. Атрад крыжакоў разбіты, але Гражына атрымлівае смяротную рану: «Цяжка паранена куляй нямецкай Гражына. Кроў бяжыць, гіне княгіня бязвінна...» Па народнай традыцыі, герояў, якія загінулі смерцю храбрых у баі, спальвалі на вогнішчы. У бушуючае полымя, прыгатаванае для пахавання Гражыны, увайшоў Литавор з целам жонкі на руках. Так ен адкупіў сваю віну перад сваім народам, перад Гражиной Паэма не звязана з фальклорам, але вобраз Гражыны блізкі народным вобразам. Падобна Гражыне, героі народных паданняў ўступалі ў няроўную сутычку са злымі, цемнымі сіламі і гінулі за айчыну. Міцкевіч заканчвае паэму наступнымі словамі: Нікога ў Наваградку не адшукаецца сеньня, Хто б не праспяваў песню вам пра юнай Гражыне. Паўтараюць яе дудари па-старому. А лінай литвинки.
В повести описан Сочельник - вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. В народе с давних времен Сочельник считался магическим временем. В это время происходило зарождение иной, неведомой жизни, а всему новому и неизвестному люди всегда приписывают необычайные свойства. Так и ночи перед Рождеством приписывается наделять обычные предметы волшебной силой. Кроме того, считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. Не случайно и Гоголь изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.
Гоголь, хорошо знавший традиции украинского народа, очень достоверно, со всеми деталями, описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. Люди верили, что если в этот вечер загадать желание, то оно непременно сбудется. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья - знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги, "варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного".
В повести "Ночь перед Рождеством" мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. "Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие". Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки "с колбасою в руках или куском пирога". Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины "в белых суконных свитках", и дворянки "в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами", и девчата, "у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов", а впереди всех - дворяне и простые мужики с усами и чубами, "в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка". И на лицах у всех - ощущение праздника.
Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть "Ночь перед Рождеством" позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни украинского крестьянства.
Что положил в основу своей повести Ночь перед рождеством Н. В. Гоголь: В первую очередь - описания малороссийского быта и черты местного фольклора. отлично передал колорит хохляцкой жизни. Это, в то время, очень заинтересовало российского и зарубежного читателя, поскольку было в диковинку