Одной из тем романа л.н. толстого «война и мир» является тема народа. ярким представителем народа выступает здесь платон каратаев. вообще, этот образ показателен для творческой эволюции л.н. толстого конца 60-х годов 19 века. писатель приходит к убеждению в том, что истинное счастье заключается в отрешенности от мирской суеты, в любви к ближнему, в признании народной правды. эта мысль и нашла свое воплощение в платоне каратаеве. каратаев все принимает в жизни так, как оно есть, полагая, что все дано от бога. радость пришла – радуйся, страдание – постарайся смягчить его своей любовью. устранять недоброе силой – значит порождать новое зло. регулируемый такими инстинктами (а они у него от здоровой в нравственном отношении «роевой» крестьянской жизни), платон ни о чем не печалится. «положи, господи, камушком, подними калачиком», - говорит он. в военный быт каратаев также перенес привычки крестьянина-труженика: он всегда чем-нибудь занят, другим, для него все – люди, всех он в одинаковой степени жалеет. врагов у этого героя нет, злобы тоже. трудности его не страшат, и никакой случай не застает врасплох: «все в руках божьих». в речах его и действиях было что-то успокаивающее, «круглое» и «спорое». словом, это человек, у которого нет противоречий ни с собой, ни с окружающей средой. он целиком положился на власть бога, судьбы и уверен, что с ним случится только то, чего не избежать. значит, нет смысла мучить себя, пытаться изменить то, чего изменить нельзя. такую психологию можно назвать фаталистической. она приводит к покорности судьбе, непротивленчеству.
А. п. чехов был непримиримым врагом пошлости и мещанства, высмеивал и презирал лгунов, самодуров, лентяев, непрофессионалов. он предпочитал исследовать жизнь не в больших и общих явлениях, а в их частных выражениях в сфере быта. этим он расширил возможности реализма, подняв мелкие и, на первый взгляд, неважные темы до уровня самых больших и глубоко значительных. чехов создал реализм простейшего случая, раскрывавший сущность жизни в ее самых обыденных проявлениях. рассмотрим рассказ «хирургия» в качестве такого примера. самая большая известность в сатирических произведениях чехова выпала на долю рассказа «хамелеон» , написанного в 1884 году. слово «хамелеон» стало символом двоедушия, лганья, предательства, пустомыслия, произвола, самодурства, холопства. рассказ «хирургия» был написан а. п. чеховым также в 1884 году. по воспоминаниям брата м. п. чехова рассказ написан на основе реальных событий и имеет реальных прототипов. черты хамелеонства есть и у дьячка из "хирургии" с его истинно хамелеоновскими переливами чувств, и у самого "хирурга" - земского фельдшера курятина. в рассказе чехов высмеивает «горе-доктора» , который свое неумение, незнания прикрывает самохвальством, пустословием «.. пустяки.. — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. — хирургия — пустяки. тут во всем привычка, твердость руки.. раз » . а на самом деле фельдшер, причинив ужасные мучения дьячку, так и смог ему, не смог вытащить зуб. при этом фельдшер исполнен гордости от знакомства с сильными мира сего «..намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик александр иваныч египетский.. тоже с зубом.. человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. руку пожимает, по имени и отчеству.. в петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал.. долго мы с ним тут.. христом-богом молит: вырвите вы мне его, сергей кузьмич! отчего же не вырвать? вырвать можно..» . и в то же время фельдшер презирает злосчастного пациента, какого-то бедного дьячка «.. невежа.. мало тебя в бурсе березой потчевали.. господин египетский, александр иваныч, в петербурге лет семь жил.. образованность.. один костюм рублей сто стоит.. да и то не ругался.. а ты что за пава такая? ништо тебе, не » . небольшой по объему сатирический рассказ, но, как и другие рассказы чехова, необычайно емкий. писатель дает краткие характеристики героев, но одного-двух предложений достаточно, чтобы охарактеризовать героя: «..фельдшер курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. на лице выражение чувства долга и приятности. между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние..» . в этом рассказе показаны обыкновенные люди, каких много вокруг, это типичный случай, который имел место более ста лет тому назад. но если оглянутся кругом, то многие черты характера, которые высмеял чехов в этом рассказе, можно найти и у наших современников. горький писал о ранних юмористических рассказах чехова: «антон чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически мрачные шутки; стоит только внимательно прочитать его «юмористические» , рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и положениями - жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор. он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «да будьте же вы.. порядочнее! » - тщетно надеясь, что они сами о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. ненавидя все пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, и за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького их внутренний смысл»