Ситуация нравственного выбора позволяет выявить сущность человека. В рассказе
«Кавказский пленник» Лев Николаевич
Толстой изобразил сильные характеры.
Можно ли Дину считать сильной? В чем
ее сила? Приведите аргументы, опираясь на
Вопросы:
Какие поступки доказывают силу этой
хрупкой девочки?
Какими качествами характера она обладает?
Используйте цитаты из текста или
пословицы
Русская литература. 11 класс
ВВЕДЕНИЕ
Конец XIX — начало XX века — особый этап в истории общественного и художественного развития мира, и России в частности: освободительные идеалы народников потерпели поражение, возникали марксистские кружки, ощущалась острая необходимость духовного обновления общества. Сторонники революционного пути развития провозглашали устами М. Горького право веками эксплуатировавшихся масс на возмездие, возвеличивали «грамотного рабочего» и «грамотного мужика-демократа», видели в восстании против царизма от всех бед. Противники подобного подхода к дальнейшей судьбе России: Н. Бердяев, В. Розанов, символисты — считали, что своим игнорированием интересов отдельного человека сторонники революционного пути развития, социалистической идеи могут лишь завести общество в тупик, разрушить прежнюю систему нравственных ценностей, выработанных элитой общества, в том числе художественной интеллигенцией. Если первые увлекались идеями революции в России, то другие проявляли острый интерес к религии (сборник статей «Вехи», датированный 1909 годом).
Революция 1905—1907 годов показала несостоятельность эксплуататорского уклада жизни, не самодержавия и дальше править страной, с одной стороны, и неготовность общества жить по-новому — с другой. Она всколыхнула общественное сознание, доказала, что массы уже не будут жить по-старому. Логическим продолжением ее стали февральские и октябрьские события 1917 года.
В обстановке размежевания политических сил возникло и размежевание интересов творцов искусства, деятелей культуры. Одни продолжали традиции реалистического искусства, верили в позитивные (положительные) идеалы, другие остро чувствовали тупиковость ситуации и, разочарованные в и настоящем, устремлялись в будущее, искали новое содержание и новую форму. Основными тенденциями литературного процесса конца XIX — начала XX века стали следующие: переоценка прежних культурноэстетических ценностей под влиянием революционных и военных событий; выработка новой концепции искусства на основе использования принципов реализма и постепенного сочетания их с принципами модернизма1 — нового направления в художественном творчестве; выработка взаимоотношений с государственной властью, объявившей себя самой демократической.
В процессе осознания изменений, произошедших в мире, рождались три направления литературы. Современный исследователь М. Голубков называет их подсистемами: литература метрополии (государства), потаенная (возвращенная) и эмигрантская.
Базаров после заражения, будучи квалифицированным врачом, понимает, что его уже ничего не однако это уже спустя некоторые время после заражения. Поэтому, причиной также можно считать, что взгляд на мир у этого героя подразумевал то, что ему нужен такой человек как он, поэтому он просто отрицал то, что умрет бессмысленной смертью
40
Базаров принимает смерть спокойно, однако начинает замечать в людях то, что не замечал раньше. Грубо говоря, у Базарова появляются духовные ценности, которые он некогда отвергал, в людях он теперь видит не инструмент а душевное существо, при этом сам чувствует и познает свою душу.