Изучая творчество Ивана Петровича Шухова в рамках темы "Русскоязычные писатели Казахстана", удивляешься выбору произведений для школьной литературы. Сам автор считал произведение "Рассказ о девичьих косах", написанный в жанре новелла, своего рода "лабораторным экспериментом". Молодой Шухов - потомственный казак, которому знакома степь с младых ногтей. Разъезжая по ней верхом в паре с отцом, он впитывал красоту и напевность, неспешность и свободу степных людей и их обычаев. Все это воплотилось в более поздних, хрестоматийных произведениях автора. А сегодня мы имеем возможность рассмотреть сюжет произведения, вписанный в рамки новеллы и посвященный освобождению степных народов от Колчака.
В то время как степь должны были расцвечивать красные маки, аулы окропились кровью. На юго-востоке бушевала гражданская война, банды самозваных есаулов рыскали по степи, разоряя и сжигая селения непокорных.
Каждый художник, а Шухова по праву считают художником в литературе, за простоту и колористичность, за умение наполнять описанием картины происходящего, создавая эффект присутствия, так вот, художник и гуманист с неподдельной болью преподносит нам безжалостные сцены.
Но вернемся к жанру новелл. Для них характерна краткость и острота сюжета. Шухов не описывает отчаянные бои и смелые вылазки, не рисует нам эпические картины побед. Острота сюжета заключается в боли и унижении самых слабых и хрупких жителей степи. Как и любые женщины, чьи мужья и отцы защищали свою землю, киргизские девушки вынесли на своих тонких плечах все тяготы лихого времени. Они поддерживали и ждали, они лечили и прятали раненых, они тайком готовили и возили пищу для воевавших. Они гибли под копытами, нагайками и саблями, они горели в юртах, прикрывая телом малых детей.
Любой народ силен, пока сильны его тылы, пока ждут ушедших на поле боя. Но стоит стихнуть боям, стоит расправиться ранним морщинам на женских ликах, как вновь налетает беда. В аул Кабе, мужчины которого ушли в мятежную вылазку, налетает "животоподобный" атаман Губа со своим карательным отрядом. Словно хищник, пресытившийся видом крови, он со словами: «Мне надоело их тлить и вешать, братцы", - замыслил изощренное наказание для женщин аула.
Косы восточных женщин имеют сакральный смысл: это и готовность продолжать род, и мудрость и покорность племени. Встретить в степи простоволосую или стриженую женщину почти невероятно, ибо это позор. Этим и воспользовался атаман. Осквернить, оскорбить самую суть природы - вот злая шутка, которую он непреминул воплотить. В простых, но емких метафорах описывает Шухов расправу. Косы, словно тяжёлые змеи, звеня чешуей монет, сползали с войлока к ногам нечестивца. Его "малиновые, как собачья кровь, краги" обвивали черные острые концы кос, словно в последнем броске пытаясь поразить смертельным ядом. Поруганные головы киргизок падали на ладони, пряча лица от стыда. Ни слова, лишь беззвучный плач и холодные и справедливые звезды.
По законам новеллы развязка наступает очень скоро и неожиданно. Словно небо взрывается перед глазами атамана, не в силах вынести богохульства. Лишь вой в степи. Вой яростного, оскорбленного народа опрокинуть землю под ногами изверга.
По мнению литературных исследователей "вся новелла задумана как развязка". Это ощущение создает вступление новеллы. "На моей родине удушливые косы девушек тяжелы, как дым кизячных костров, и притворно недоступны, как счастье". Финал ожидаем и неизбежен, как восход луны в ночной степи. Луноликие поруганные красавицы в кровавых отблесках очага, сдерживая слезы, плели из опавших кос смертоносный аркан. Немало полетавший по степи Губа, изучивший нравы и обычаи своих жертв, моментально осознал свою участь. "Убийственно", - вытолкнуло его пересохшее горло. Лица, что он видел перед смертью и песня похожая на вой, создали эпическую картину народного горя, горечь которого жгла сердца и гнала на праведный бой.
Восток всегда отличала незыблемость традиций и крепость уз. Каждый, поправший их, немедля представал перед судом. Суд над атаманом был тих и краток. Вся боль, вся пролитая кровь, все души павших вплелись в аркан из девичьих кос. Он оказался крепок и безжалостен. В этой метафоре Шухов преподнёс нам древнюю мудрость: «цепь сильна настолько, насколько сильно ее самое слабое звено". Ни слезинки, ни стона. Пока в народе есть такие сильные женщины, он будет бороться за свою землю, за свою красоту и свободу.
Кто герои рассказа «Фотография, на которой меня нет»? Герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» Астафьева – простые жители деревни. К главным героям можно отнести Витю, а к второстепенным - бабушку, Саньку, учителя и большое количество образов и характеров, которые раскрывают особенности жизни народа деревни.
Двумя-тремя штрихами автор раскрывает перед нами характеры. Каковы они - учитель, дядя Левонтий, бабушка? Все герои, изображенные Астафьевым, отличаются чуткостью и простотой души. Учитель беспокоится о своих учениках. Его уважают, к нему прислушиваются самые непослушные ребята. Дядя Левонтий хоть и ведет своебразный образ жизни, но жалеет мальчишку-сироту. Самыми теплыми красками нарисовал автор портрет бабушки – советчицы и внука. Она и поругает мальчишку, если нужно, и согреет теплом, позаботится.
Как друг другу учитель и жители села, взрослые и дети? Примерами могут быть поступки учителя и бабушки. Евгений Николаевич не жалеет средств для обучения ребят. На свою зарплату он приобретает школьные принадлежности, мебель. Он бросится защищать детей от ненастья, если вдруг на них нападет змея. Бабушка Вити – самоотверженная женщина, которая не жалеет своих сбережений. Она выкупает вещи своих соседей, ведь для нее важно, чтобы все было по справедливости.
Изучая творчество Ивана Петровича Шухова в рамках темы "Русскоязычные писатели Казахстана", удивляешься выбору произведений для школьной литературы. Сам автор считал произведение "Рассказ о девичьих косах", написанный в жанре новелла, своего рода "лабораторным экспериментом". Молодой Шухов - потомственный казак, которому знакома степь с младых ногтей. Разъезжая по ней верхом в паре с отцом, он впитывал красоту и напевность, неспешность и свободу степных людей и их обычаев. Все это воплотилось в более поздних, хрестоматийных произведениях автора. А сегодня мы имеем возможность рассмотреть сюжет произведения, вписанный в рамки новеллы и посвященный освобождению степных народов от Колчака.
В то время как степь должны были расцвечивать красные маки, аулы окропились кровью. На юго-востоке бушевала гражданская война, банды самозваных есаулов рыскали по степи, разоряя и сжигая селения непокорных.
Каждый художник, а Шухова по праву считают художником в литературе, за простоту и колористичность, за умение наполнять описанием картины происходящего, создавая эффект присутствия, так вот, художник и гуманист с неподдельной болью преподносит нам безжалостные сцены.
Но вернемся к жанру новелл. Для них характерна краткость и острота сюжета. Шухов не описывает отчаянные бои и смелые вылазки, не рисует нам эпические картины побед. Острота сюжета заключается в боли и унижении самых слабых и хрупких жителей степи. Как и любые женщины, чьи мужья и отцы защищали свою землю, киргизские девушки вынесли на своих тонких плечах все тяготы лихого времени. Они поддерживали и ждали, они лечили и прятали раненых, они тайком готовили и возили пищу для воевавших. Они гибли под копытами, нагайками и саблями, они горели в юртах, прикрывая телом малых детей.
Любой народ силен, пока сильны его тылы, пока ждут ушедших на поле боя. Но стоит стихнуть боям, стоит расправиться ранним морщинам на женских ликах, как вновь налетает беда. В аул Кабе, мужчины которого ушли в мятежную вылазку, налетает "животоподобный" атаман Губа со своим карательным отрядом. Словно хищник, пресытившийся видом крови, он со словами: «Мне надоело их тлить и вешать, братцы", - замыслил изощренное наказание для женщин аула.
Косы восточных женщин имеют сакральный смысл: это и готовность продолжать род, и мудрость и покорность племени. Встретить в степи простоволосую или стриженую женщину почти невероятно, ибо это позор. Этим и воспользовался атаман. Осквернить, оскорбить самую суть природы - вот злая шутка, которую он непреминул воплотить. В простых, но емких метафорах описывает Шухов расправу. Косы, словно тяжёлые змеи, звеня чешуей монет, сползали с войлока к ногам нечестивца. Его "малиновые, как собачья кровь, краги" обвивали черные острые концы кос, словно в последнем броске пытаясь поразить смертельным ядом. Поруганные головы киргизок падали на ладони, пряча лица от стыда. Ни слова, лишь беззвучный плач и холодные и справедливые звезды.
По законам новеллы развязка наступает очень скоро и неожиданно. Словно небо взрывается перед глазами атамана, не в силах вынести богохульства. Лишь вой в степи. Вой яростного, оскорбленного народа опрокинуть землю под ногами изверга.
По мнению литературных исследователей "вся новелла задумана как развязка". Это ощущение создает вступление новеллы. "На моей родине удушливые косы девушек тяжелы, как дым кизячных костров, и притворно недоступны, как счастье". Финал ожидаем и неизбежен, как восход луны в ночной степи. Луноликие поруганные красавицы в кровавых отблесках очага, сдерживая слезы, плели из опавших кос смертоносный аркан. Немало полетавший по степи Губа, изучивший нравы и обычаи своих жертв, моментально осознал свою участь. "Убийственно", - вытолкнуло его пересохшее горло. Лица, что он видел перед смертью и песня похожая на вой, создали эпическую картину народного горя, горечь которого жгла сердца и гнала на праведный бой.
Восток всегда отличала незыблемость традиций и крепость уз. Каждый, поправший их, немедля представал перед судом. Суд над атаманом был тих и краток. Вся боль, вся пролитая кровь, все души павших вплелись в аркан из девичьих кос. Он оказался крепок и безжалостен. В этой метафоре Шухов преподнёс нам древнюю мудрость: «цепь сильна настолько, насколько сильно ее самое слабое звено". Ни слезинки, ни стона. Пока в народе есть такие сильные женщины, он будет бороться за свою землю, за свою красоту и свободу.
Кто герои рассказа «Фотография, на которой меня нет»? Герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» Астафьева – простые жители деревни. К главным героям можно отнести Витю, а к второстепенным - бабушку, Саньку, учителя и большое количество образов и характеров, которые раскрывают особенности жизни народа деревни.
Двумя-тремя штрихами автор раскрывает перед нами характеры. Каковы они - учитель, дядя Левонтий, бабушка? Все герои, изображенные Астафьевым, отличаются чуткостью и простотой души. Учитель беспокоится о своих учениках. Его уважают, к нему прислушиваются самые непослушные ребята. Дядя Левонтий хоть и ведет своебразный образ жизни, но жалеет мальчишку-сироту. Самыми теплыми красками нарисовал автор портрет бабушки – советчицы и внука. Она и поругает мальчишку, если нужно, и согреет теплом, позаботится.
Как друг другу учитель и жители села, взрослые и дети? Примерами могут быть поступки учителя и бабушки. Евгений Николаевич не жалеет средств для обучения ребят. На свою зарплату он приобретает школьные принадлежности, мебель. Он бросится защищать детей от ненастья, если вдруг на них нападет змея. Бабушка Вити – самоотверженная женщина, которая не жалеет своих сбережений. Она выкупает вещи своих соседей, ведь для нее важно, чтобы все было по справедливости.