В пилотке мальчик босоногий…» А.Твардовский«В пилотке мальчик босоногий…» Александр ТвардовскийВ пилотке мальчик босоногий С худым заплечным узелком Привал устроил на дороге, Чтоб закусить сухим пайком.Горбушка хлеба, две картошки — Всему суровый вес и счет. И, как большой, с ладони крошки С великой бережностью — в рот.Стремглав попутные машины Проносят пыльные борта. Глядит, задумался мужчина. — Сынок, должно быть сирота?И на лице, в глазах, похоже,- Досады давнишняя тень. Любой и каждый все про то же, И как им спрашивать не лень.В лицо тебе серьезно глядя, Еще он медлит рот открыть. — Ну, сирота.- И тотчас:- Дядя, Ты лучше дал бы докурить.Анализ стихотворения Твардовского «В пилотке мальчик босоногий…»
Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных произведений, выдержанных в духе соцреализма. На фронт Твардовский ушел в качестве корреспондента газеты «Красноармейская правда», где публиковались не только очерки, но и стихи поэта. Именно они и принесли ему настоящую славу и подлинную народную любовь, а также ряд правительственных наград.
Война для Твардовского началась в 1938 году на границе с Западной Белоруссией, которую в принудительном порядке присоединяли к великой советской державе. Поэтому к тому моменту, когда Германия вторглась на территорию СССР, поэт имел довольно четкие представления о том, что такое военные действия. Возможно, полученные навыки Твардовскому выжить в тех ситуациях, когда его менее опытные коллеги погибали под шальными пулями. Однако самого Твардовского это обстоятельство нисколько не радовало, так как изо дня в день ему приходилось сталкиваться с ужасами войны, которые оставили в его душе неизгладимый след.
Когда из жизни уходили его боевые товарищи, это воспринималось как неизбежность. Однако смириться с тем фактом, что жертвами войны становятся дети, Твардовский так и не смог. В 1943 году он опубликовал стихотворение под названием «В пилотке мальчик босоногий…», которое стало своеобразной иллюстрацией к судьбам тысяч и тысяч сирот, вынужденных выживать в сложных прифронтовых условиях.
Герой его произведения «с худым заплечным узелком привал устроил на дороге», явно рассчитывая на то, что проезжающая мимо попутка доставит его в нужное место. Твардовский не акцентирует внимание на том, куда именно держит путь юный герой его стихотворения. О таких вещах в то время не принято было спрашивать даже у детей, многие из которых пытались в хаосе войны найти своих близких. Жизнь заставила их не только добывать себе пропитание, но и очень бережно, по-взрослому, относиться к каждой крошке хлеба. Серьезность во взгляде, уверенные и отточенные жесты, настойчивость и непоколебимость – именно таким предстал перед поэтом этот юный путешественник, который, судя по внешнему виду, был сиротой.
На этот вопрос мальчик ответил утвердительно, хотя и весьма неохотно. «И на лице, в глазах, похоже, — досады давнишняя тень», — именно так отреагировал юный путник на расспросы, пытаясь оградить себя от ненужной жалости. И совсем по-взрослому попросил у мужчин-солдат докурить папиросу, пытаясь за этим жестом скрыть свою душевную боль. Именно такими увидел Твардовский детей войны, судьбы которых оказались изувечены, а будущее представлялось туманным и лишенным радости.
Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельчем). Дума Гринева еще не очерствела на военной службе, некоторые он сохранил до конца жизни. Он содрогнулся при виде изуродованного башкира, захваченного при распространении Пугачевских листовок. Сильное впечатление производит на него пение Пугачевцев: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простая песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными виселицею. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом». Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем. Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится с Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая «торжествовать над униженным врагом». Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за Маши.
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.Горбушка хлеба, две картошки —
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью — в рот.Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
— Сынок, должно быть сирота?И на лице, в глазах, похоже,-
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый все про то же,
И как им спрашивать не лень.В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
— Ну, сирота.- И тотчас:- Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.Анализ стихотворения Твардовского «В пилотке мальчик босоногий…»
Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных произведений, выдержанных в духе соцреализма. На фронт Твардовский ушел в качестве корреспондента газеты «Красноармейская правда», где публиковались не только очерки, но и стихи поэта. Именно они и принесли ему настоящую славу и подлинную народную любовь, а также ряд правительственных наград.
Война для Твардовского началась в 1938 году на границе с Западной Белоруссией, которую в принудительном порядке присоединяли к великой советской державе. Поэтому к тому моменту, когда Германия вторглась на территорию СССР, поэт имел довольно четкие представления о том, что такое военные действия. Возможно, полученные навыки Твардовскому выжить в тех ситуациях, когда его менее опытные коллеги погибали под шальными пулями. Однако самого Твардовского это обстоятельство нисколько не радовало, так как изо дня в день ему приходилось сталкиваться с ужасами войны, которые оставили в его душе неизгладимый след.
Когда из жизни уходили его боевые товарищи, это воспринималось как неизбежность. Однако смириться с тем фактом, что жертвами войны становятся дети, Твардовский так и не смог. В 1943 году он опубликовал стихотворение под названием «В пилотке мальчик босоногий…», которое стало своеобразной иллюстрацией к судьбам тысяч и тысяч сирот, вынужденных выживать в сложных прифронтовых условиях.
Герой его произведения «с худым заплечным узелком привал устроил на дороге», явно рассчитывая на то, что проезжающая мимо попутка доставит его в нужное место. Твардовский не акцентирует внимание на том, куда именно держит путь юный герой его стихотворения. О таких вещах в то время не принято было спрашивать даже у детей, многие из которых пытались в хаосе войны найти своих близких. Жизнь заставила их не только добывать себе пропитание, но и очень бережно, по-взрослому, относиться к каждой крошке хлеба. Серьезность во взгляде, уверенные и отточенные жесты, настойчивость и непоколебимость – именно таким предстал перед поэтом этот юный путешественник, который, судя по внешнему виду, был сиротой.
На этот вопрос мальчик ответил утвердительно, хотя и весьма неохотно. «И на лице, в глазах, похоже, — досады давнишняя тень», — именно так отреагировал юный путник на расспросы, пытаясь оградить себя от ненужной жалости. И совсем по-взрослому попросил у мужчин-солдат докурить папиросу, пытаясь за этим жестом скрыть свою душевную боль. Именно такими увидел Твардовский детей войны, судьбы которых оказались изувечены, а будущее представлялось туманным и лишенным радости.
Дума Гринева еще не очерствела на военной службе, некоторые он сохранил до конца жизни. Он содрогнулся при виде изуродованного башкира, захваченного при распространении Пугачевских листовок. Сильное впечатление производит на него пение Пугачевцев: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простая песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными виселицею. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом».
Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем.
Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится с Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая «торжествовать над униженным врагом».
Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за Маши.