Сказка... Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. С детства люди привыкают к тому, что, кроме мира, в котором мы живем, с его каждодневными радостями, печалями, заботами, есть мир сказки, населённый отважными добрыми молодцами, необыкновенно красивыми, мудрыми, верными красными девицами. В садах там растут яблони с золотыми листьями, яблоки с таких деревьев возвращают людям молодость. На ветвях сидят жар-птицы с сияющим, горящим опереньем. Героям в их тяжёлых испытаниях чудесные — мудрый Серый Волк или преданный Сивка-Бурка. Не обходится сказка и без скатерти- самобранки, ковра-самолёта, гуслей-самогудов. Занимательный, часто страшный рассказ о приключениях Ивана-царевича или Василисы Прекрасной настолько увлекает юного слушателя, что он уже и сам воображает себя смелым, сильным, а главное — справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Все эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И произошло ещё одно чудо: мир сказки стал намного шире, богаче, многообразнее. Его освоили герои, созданные писательской фантазией. Рядом с Жар- птицей поселился Золотой петушок; волшебная щука, которую поймал Емеля, оказалась соседкой золотой рыбки, созданной воображением поэта.
Конечно же, сказки писателей (или литературные сказки) отличаются от народных не только тем, что у них есть автор и неизменяемый текст (вы помните, что народные сказки сказители рассказывали каждый раз по-новому, что-то дополняя, что-то сокращая, что-то изменяя), что в них более увлекательны приключения героев. Сами сказки стали другими по форме. Так, сказки А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, П. П. Ершова написаны стихами, что очень редко было в народном творчестве. Стихи эти зарифмованы, в них чётко выдержаны ритм и размер. Это стихотворные волшебные поэмы. Но и прозаические сказки писателей заметно отличаются от народных. Вспомните, к примеру, «Чёрную курицу...» Антония Погорельского. Действие этой сказки происходит не в тридевятом царстве, тридесятом государстве, а в обычном пансионе для мальчиков, в Первой линии Васильевского острова в Петербурге. И герой сказки не Иван-царевич, не богатырь Иван — крестьянский сын, а скромный ученик Алёша, самый обычный мальчик.
Но в этом, таком привычном и узнаваемом мире или совсем рядом с ним оказывается так много сказочно-фантастического, волшебно-чудесного. Причём колдовскими чарами оказывается наделена самая обыкновенная курица Чернушка.
Большинство народных сказок трудно связать с определённым временем. Попробуй сказать, в каком веке жила Василиса Премудрая или в каком году Иван-царевич поймал Жар- птицу , не только год, но и век назвать невозможно. И это естественно, потому что герои сказок жили в особое сказочное время. А где происходили события? Тоже ответить затруднительно: в некотором царстве, в некотором государстве. А вот в литературной сказке нередко можно определить и время, и место происходящих событий достаточно точно. Вы без особого труда сможете представить себе время, в которое жили герои уральских сказов П. П. Бажова, сказок-рассказов К. Г. Паустовского. А место обычно указывается в тексте произведения.
Народная сказка, как правило, невелика по объёму. Ведь сказитель не может сказывать сказку много часов. У писателя ситуация иная — сказочную повесть (например, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого) или сказку-роман («Три толстяка» Ю. К. Олеши) можно читать много дней.
Кроме того, как вы уже знаете, писатели пишут сказки не только для чтения, но и для постановки на сцене.
Вы уже познакомились со сказкой-пьесой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». ?
В театре или по телевидению вы наверняка видели пьесы-сказки Е. Л. Шварца, С. В. Михалкова и других писателей — создателей волшебных сказок.
Вот какой удивительный, многообразный, разножанровый мир литературы был создан писателями, продолжающими традиции народной сказки!
а) Помимо человеческой, закон может иметь божественную природу, то есть, быть данным свыше. Однако эта возможность исключается финалом стихотворения, где Бог явно и недвусмысленно оказывается не на стороне Каина, который считал, что поступает в соответствии с законом.
б) Следовательно, остается только одна возможность - закон принадлежит Каину и только Каину, и ни с кем больше он не договаривался о его соблюдении/нарушении и возможных последствиях, а также о потенциальном ограничении применения.
3. Разница между законом, принятым по общему согласию (общественным договором), и законом, существующим в качестве императива в голове отдельного человека, заключается в том, что последний невозможно изменить в соответствии с обстоятельствами, когда те изменились для какой-либо из сторон-участников договора - сделать это может лишь носитель этого закона, а не другие, для кого он считается обязательным к выполнению. Соответственно, заставляя других повиноваться этому закону, его носитель будет считать других лишь объектами по отношению к своей воле, подчиненной императиву, на который эти объекты не в состоянии как-либо повлиять.
4
Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.
При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп» , увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа» , потому что у них «так глаз пристрелявши» . Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.
Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.
Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, - сожалеют англичане, - лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует» .
Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти – причину неустроенности России, как считает автор.
Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ очень близок к цели.
3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н. С. Лескова
Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.