Сказка... Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. С детства люди привыкают к тому, что, кроме мира, в котором мы живем, с его каждодневными радостями, печалями, заботами, есть мир сказки, населённый отважными добрыми молодцами, необыкновенно красивыми, мудрыми, верными красными девицами. В садах там растут яблони с золотыми листьями, яблоки с таких деревьев возвращают людям молодость. На ветвях сидят жар-птицы с сияющим, горящим опереньем. Героям в их тяжёлых испытаниях чудесные — мудрый Серый Волк или преданный Сивка-Бурка. Не обходится сказка и без скатерти- самобранки, ковра-самолёта, гуслей-самогудов. Занимательный, часто страшный рассказ о приключениях Ивана-царевича или Василисы Прекрасной настолько увлекает юного слушателя, что он уже и сам воображает себя смелым, сильным, а главное — справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Все эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И произошло ещё одно чудо: мир сказки стал намного шире, богаче, многообразнее. Его освоили герои, созданные писательской фантазией. Рядом с Жар- птицей поселился Золотой петушок; волшебная щука, которую поймал Емеля, оказалась соседкой золотой рыбки, созданной воображением поэта.
Конечно же, сказки писателей (или литературные сказки) отличаются от народных не только тем, что у них есть автор и неизменяемый текст (вы помните, что народные сказки сказители рассказывали каждый раз по-новому, что-то дополняя, что-то сокращая, что-то изменяя), что в них более увлекательны приключения героев. Сами сказки стали другими по форме. Так, сказки А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, П. П. Ершова написаны стихами, что очень редко было в народном творчестве. Стихи эти зарифмованы, в них чётко выдержаны ритм и размер. Это стихотворные волшебные поэмы. Но и прозаические сказки писателей заметно отличаются от народных. Вспомните, к примеру, «Чёрную курицу...» Антония Погорельского. Действие этой сказки происходит не в тридевятом царстве, тридесятом государстве, а в обычном пансионе для мальчиков, в Первой линии Васильевского острова в Петербурге. И герой сказки не Иван-царевич, не богатырь Иван — крестьянский сын, а скромный ученик Алёша, самый обычный мальчик.
Но в этом, таком привычном и узнаваемом мире или совсем рядом с ним оказывается так много сказочно-фантастического, волшебно-чудесного. Причём колдовскими чарами оказывается наделена самая обыкновенная курица Чернушка.
Большинство народных сказок трудно связать с определённым временем. Попробуй сказать, в каком веке жила Василиса Премудрая или в каком году Иван-царевич поймал Жар- птицу , не только год, но и век назвать невозможно. И это естественно, потому что герои сказок жили в особое сказочное время. А где происходили события? Тоже ответить затруднительно: в некотором царстве, в некотором государстве. А вот в литературной сказке нередко можно определить и время, и место происходящих событий достаточно точно. Вы без особого труда сможете представить себе время, в которое жили герои уральских сказов П. П. Бажова, сказок-рассказов К. Г. Паустовского. А место обычно указывается в тексте произведения.
Народная сказка, как правило, невелика по объёму. Ведь сказитель не может сказывать сказку много часов. У писателя ситуация иная — сказочную повесть (например, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого) или сказку-роман («Три толстяка» Ю. К. Олеши) можно читать много дней.
Кроме того, как вы уже знаете, писатели пишут сказки не только для чтения, но и для постановки на сцене.
Вы уже познакомились со сказкой-пьесой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». ?
В театре или по телевидению вы наверняка видели пьесы-сказки Е. Л. Шварца, С. В. Михалкова и других писателей — создателей волшебных сказок.
Вот какой удивительный, многообразный, разножанровый мир литературы был создан писателями, продолжающими традиции народной сказки!
Была рада
Пришла весна, как близкая родня,.
Я сердце для нее призвал открыться.
И пусть поэзия живет день ото дня.
Мир без поэзии – словно без крыльев птица.
Пришла весна, в родной явилась край.
Встаю я рано – не до сна мне ныне.
Поток желаний во мне рождает май,
И главное из них – идти к вершине.
Как хорошо пуститься утром в путь!
Весна опять зовет меня в дорогу.
Цветок весенний мне украсит грудь,
Пасутся овцы, прочь откинь тревогу!
Пришла весна, мой друг не умирай!
Послушай, как поют чудесно птицы!
Ты оглянись вокруг, ведь это рай!
Здесь пенье райское, оно тебе не снится.
Пришла весна, вновь обновляет свет
Тепло и зелень, радость снова с нами.
Будто детей рожденных много лет,
Цветы мы называем именами.
Вот муравей, и учит он труду
Детеныша упорно, понемногу.
Я первенца из дома в свет веду,
Чтоб указать счастливую дорогу.
Природа нас лелеет, словно мать,
Нас учит и дает нам наставления.
И надо нам о ней не забывать,
Хранить ее бесценные творения.