Массовые сцены в произведния А.Н. островского "Гроза" дает нам полную картину взаимоотношений в обществе того времени. Дикой, который не желает платить своим работникам представляеся типичным "барином", купчиха Кабаниха, злобной мегерой- свекровью с неустроенной личной жизнью, потому и тиранищая рохлю-сына. Её дочь Варвара живущая по принципу "что можно делать,что хочешь, только бы шито да крыто было". Изобретатель-утопист Кулигин со своими новаторскими идеями остаётся не понятым, ибо как ответил на его идею громоотвода Дикой" что гроза — это наказание господне, а никакое не "елекстричество", обзывает Кулигина безбожником и татарином. Барыня с лакеями, типичкая бабка-кликуша, всех пугает "гееной огненой" за грехи тяжкие.Феклуша, представитель обычного в то время " источника информации"т.е переносчик слухов и домыслов. чего только стоит её высказывание:"настали последние времена, что по другим городам "содом": шум, беготня, езда беспрестанная". Рассказывает, что в Москве все торопятся, что "запрягают огненного змия". Кудряш, обыкновенный конторский служащий,но при этом дать отпор и Дикому и Кабанихе. Борис, пленянник Дикого , вынужденный ради призрачного благополучия своего и сестры, терпеть "дядюшку", влюбленый в замужнюю женщину,но не находящий в себе достаточной внутренней силы для решение их проблемы и пускающий всё на самотёк. Глаша, девка в доме Кабановых, раскрыв рот слушает странницу Феклушу, "которая рассказывает обо всем , а то бы так дураками и померли." Тихон Кабанов который вроде и любит жену, но маменьку боиться больше.Безвольный, при каждом удобном случае сбегающий из дома и уходящий в запой. и наконец Катерина, выросшая в доме, где её любили, " Ей снились необыкновенные сны, в которых пели "невидимые голоса", пахло кипарисом". попав в семью мужа, где жесткой рукой правит свекровь, а весь быт построен на унижение и страхе потихоньку её мир рушится, Борис кажется тем единственным утешением в унылов беспросветной действительности. и в какой-то момент находит понимание,что "Да что домой, что в могилу! В могиле лучше... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны. Не пойду туда!" Подходит к берегу: "Друг мой! Радость моя! Прощай!". Общество в котором прав тот у кого больше влияния и денег, где в чести лесть и мракобесие.Искренность и самопожертвование не в чести.
» 6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» 7.«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» 8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» 9. Искренность чувства 10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Век минувший: 1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» 2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» 3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» 4. «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» 5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. 6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» 7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” 8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений 9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених» 10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»
7.«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
4. «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».