Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так Очумелов меняет свое поведение в зависимости от того, с кем имеют дело. В рассказе «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов хочет создать видимость добросовестной службы, когда идет через базарную площадь. Втянутый в разбирательство уличного беспорядка, Очумелов пытается разобраться в «запутанном деле Хрюкина» и меняет свое решение в зависимости от обстоятельств, как хамелеон меняет окраску своего тела. Он «сотрясает» воздух, грозит «мерзавцам» штрафом, но вскоре узнает, что жалкая собачонка, возмутитель спокойствия, принадлежит генералу Жигалову. Тут же Очумелов меняет тон, обвиняя полупьяного Хрюкина во всех грехах. Очумелов еще не раз изменит свою точку зрения, а читатели догадаются о внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя, по короткой фразе: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» или: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто...» Как же унижен человек, если он лебезит даже не перед генералом, а перед его собачонкой! Очумелов продолжает свой путь по базарной площади, только теперь он грозит не неизвестному хозяину собачонки, а Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!» Для таких людей, как Очумелов, важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. От них зависит его карьера и благополучие, больше его ничего не волнует. В хамелеонстве Очумелова воплощен распространенный человеческий порок — стремление угодить, при к обстановке, обеспечить себе спокойное существование на уютной должности
Агафья Матвеевна раньше почти никогда не видела таких людей, как Обломов, скорее всего он и понравился ей потому, что не был из ее круга, и им не приходилось никогда встречаться. Она сравнивает его с покойным мужем и с Тарантьевым, но он, по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения, позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой.
Обломову Пшеницына напоминала картину детства, деревню Обломовку. Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала. Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла, за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство, за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило» , вернее о любви, которую он испытывал к Ольге. Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские. Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться всеми заботами о его продовольствии, тем самым избавляя барина от хлопот. Агафья согласилась, она была даже рада, что Обломов сделал ей такое предложение. Илья Ильич сделал свой выбор. Он выбирает "обломовщину",потому что противостоять ей не смог, а главное, не захотел. Достоинство Обломова в том, что он лишен самодовольства и осознает свое душевное падение: "Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии... " Поэтому идеал Обломова -прожить век так, как будто счастливо проспал его, - нашел свое законченное выражение в безмятежной жизни героя на Выборгской стороне. И, окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Обломов будто бы попадает в прежнюю Обломовку и в финале произведения обретает наконец желанный покой.
как Обломов, скорее всего он и понравился ей потому,
что не был из ее круга, и им не приходилось никогда встречаться.
Она сравнивает его с покойным мужем и с Тарантьевым, но он,
по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения,
позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой.
Обломову Пшеницына напоминала картину детства, деревню Обломовку.
Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать
на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала.
Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла,
за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство,
за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило» , вернее о любви, которую он испытывал к Ольге.
Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские.
Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться всеми заботами о его продовольствии, тем самым избавляя барина от хлопот.
Агафья согласилась, она была даже рада, что Обломов сделал ей такое
предложение.
Илья Ильич сделал свой выбор. Он выбирает "обломовщину",потому что
противостоять ей не смог, а главное, не захотел.
Достоинство Обломова в том, что он лишен самодовольства и осознает свое
душевное падение: "Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии... "
Поэтому идеал Обломова -прожить век так, как будто счастливо проспал его, -
нашел свое законченное выражение в безмятежной жизни героя на
Выборгской стороне.
И, окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной,
Обломов будто бы попадает в прежнюю Обломовку и
в финале произведения обретает наконец желанный покой.