В повести «Собачье сердце» М. Булгаков поднимает важные нравственные и общественные вопросы, один из которых – может ли в обществе жить человек с собачьим сердцем? В начале повести мы видим Шарика – бездомного, вечно голодного и холодного пса, бродящего по подворотням в поисках пищи. Его глазами читатель представляет не парадную, а серую, промозглую, неуютную Москву двадцатых годов. Мы проникаемся искренним сочувствием к бедняге, никогда не знавшему ласки и тепла. Исповедь Шарика печальна: «Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по рёбрам получали? Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своей мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой ещё не угас». Это было умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное. Шарик по-собачьи жалел секретаршу, оказавшуюся на морозе в тонких чулках, зная о её «копеечной» жизни. Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу. Пёс наблюдал, как выглядит Филипп Филиппович, как работает, как к нему относятся другие люди. Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность. Кроме того, он добрый. Казалось бы, в процессе очеловечевания Шарик должен стать человечней, но на самом деле получилось обратное. В Шарикове изначально проявлялась не сочувствовать чужой беде и чувство благодарности за добро, а самое низменное и пошлое, что запечатлелось в его памяти и досталось по наследству от алкоголика Клима Чугункина. Неслучайно автор включает в повествование краткую характеристику этого персонажа. В дневнике Борменталя читаем: «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение в третий раз – условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия – игра на балалайке по трактирам». Речь Шарикова после операции пестрит вульгарными выражениями («В очередь, сукины дети, в очередь», «подлец»). Внешне он так же неприятен: «Человек маленького роста и небритой наружности… с мутноватыми глазками», «На шее у него был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой». Все попытки привить Шарикову хотя бы первичные навыки культурного поведения и общения дают отрицательный результат. Зато влияние домкома Швондера, который не отягощает «нового человека» никакими культурными программами, кроме революционной – кто был ничем, тот станет всем, - очень эффективно. Это его словами говорит Шариков: «Где уж! Мы в университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат с ваннами не жили. Только теперь пора бы это оставить… Каждый имеет своё право». Шариков понял, что он «труженик», потому что не непман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий сорок пар штанов. «Труженик», потому что у него нет собственности. Он быстро научился требовать, не испытывая никакого стыда и смущения перед Преображенским. Шариков почуял, что на профессора можно давить, заявлять право на имя, на документы, жилплощадь. А на каком основании? На основании новой идеологии, провозгласившей главенство пролетариата, – в большей степени людей недалёких, не знающих, что делать с полученной властью. Шариков – гиперболизированное, изуродованное отражение «трудового элемента». Парадоксально выглядит ситуация, когда Шариков гордо отстаивал своё гражданское право иметь имя и документы, а мгновение спустя, устроив в квартире потоп из-за кошки, испугался, как жалкое животное.
тема произведения н.а.некрасова "мороз, красный нос" - это нелегкая жизнь крестьян,, их радости и горести, тяжелая работа и мимолетный отдых. а самым важным для самого автора является изображение женского характера в произведении. некрасов показывает нам женщину во всех ипостасях - "бабу, "матку", "женщину земли". автор воспевает силу духа и стойкость женщин, которые, несмотря на тягости жизни, остаются и внешне красивыми, и любящими матерями, верными и нежными женами, трудолюбивыми работницами и людьми с высокими моральными ценностями. некрасов изображает женщину с природой единую, но непокорную ей.
такой некрасов рисует и главную героиню - дарью. внешность дарьи соединяет все представления о красавице. а ее судьба - это типовая доля женщин. она была хранительницей очага, верной мужу, исполняла тяжелую неженскую работу и от этого погибла.
на удивление, семейную жизнь главной героини можно назвать счастливой. муж прокл любит ее по-своему, сдержанной и суровой любовью. бог послал им здоровых детей, которых они вместе воспитывали и растили.
дарья была для мужа хорошим и товарищем, и когда муж заболел, она сделала все возможное, чтоб поднять его с постели - пошла даже за чудодейственной иконой. однако муж умер, дарья оплакивала своего верного спутника, однако жизнь продолжалась, и главная героиня взвалила на свои плечи еще и мужнюю работу. трагичность судьбы главной героини состоит в том, что, несмотря на тягости и сопротивления судьбе, она не выжила
дарья до конца противостояла всем трудностям, что встречались ей на пути, не сломила ее и мистическая сила. мороз-воевода предлагает дарье забвение, небытие и избавление от мук в своем волшебном царстве. однако, вспоминая свою тяжелую, но дорогую ей жизнь героиня трижды отвечает морозу без каких-либо жалоб: "тепло".
некрасов восхваляет, возвышает женщину, сильную, смелую. он с уважением и благоговением относиться к женщине за трудолюбие, верность и душевную красоту, за умение противостоять тягостям судьбы.
В начале повести мы видим Шарика – бездомного, вечно голодного и холодного пса, бродящего по подворотням в поисках пищи. Его глазами читатель представляет не парадную, а серую, промозглую, неуютную Москву двадцатых годов. Мы проникаемся искренним сочувствием к бедняге, никогда не знавшему ласки и тепла.
Исповедь Шарика печальна: «Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по рёбрам получали? Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своей мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой ещё не угас». Это было умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное. Шарик по-собачьи жалел секретаршу, оказавшуюся на морозе в тонких чулках, зная о её «копеечной» жизни. Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу. Пёс наблюдал, как выглядит Филипп Филиппович, как работает, как к нему относятся другие люди. Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность. Кроме того, он добрый.
Казалось бы, в процессе очеловечевания Шарик должен стать человечней, но на самом деле получилось обратное. В Шарикове изначально проявлялась не сочувствовать чужой беде и чувство благодарности за добро, а самое низменное и пошлое, что запечатлелось в его памяти и досталось по наследству от алкоголика Клима Чугункина.
Неслучайно автор включает в повествование краткую характеристику этого персонажа. В дневнике Борменталя читаем: «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение в третий раз – условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия – игра на балалайке по трактирам».
Речь Шарикова после операции пестрит вульгарными выражениями («В очередь, сукины дети, в очередь», «подлец»). Внешне он так же неприятен: «Человек маленького роста и небритой наружности… с мутноватыми глазками», «На шее у него был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой».
Все попытки привить Шарикову хотя бы первичные навыки культурного поведения и общения дают отрицательный результат. Зато влияние домкома Швондера, который не отягощает «нового человека» никакими культурными программами, кроме революционной – кто был ничем, тот станет всем, - очень эффективно. Это его словами говорит Шариков: «Где уж! Мы в университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат с ваннами не жили. Только теперь пора бы это оставить… Каждый имеет своё право».
Шариков понял, что он «труженик», потому что не непман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий сорок пар штанов. «Труженик», потому что у него нет собственности. Он быстро научился требовать, не испытывая никакого стыда и смущения перед Преображенским.
Шариков почуял, что на профессора можно давить, заявлять право на имя, на документы, жилплощадь. А на каком основании? На основании новой идеологии, провозгласившей главенство пролетариата, – в большей степени людей недалёких, не знающих, что делать с полученной властью. Шариков – гиперболизированное, изуродованное отражение «трудового элемента».
Парадоксально выглядит ситуация, когда Шариков гордо отстаивал своё гражданское право иметь имя и документы, а мгновение спустя, устроив в квартире потоп из-за кошки, испугался, как жалкое животное.
тема произведения н.а.некрасова "мороз, красный нос" - это нелегкая жизнь крестьян,, их радости и горести, тяжелая работа и мимолетный отдых. а самым важным для самого автора является изображение женского характера в произведении. некрасов показывает нам женщину во всех ипостасях - "бабу, "матку", "женщину земли". автор воспевает силу духа и стойкость женщин, которые, несмотря на тягости жизни, остаются и внешне красивыми, и любящими матерями, верными и нежными женами, трудолюбивыми работницами и людьми с высокими моральными ценностями. некрасов изображает женщину с природой единую, но непокорную ей.
такой некрасов рисует и главную героиню - дарью. внешность дарьи соединяет все представления о красавице. а ее судьба - это типовая доля женщин. она была хранительницей очага, верной мужу, исполняла тяжелую неженскую работу и от этого погибла.
на удивление, семейную жизнь главной героини можно назвать счастливой. муж прокл любит ее по-своему, сдержанной и суровой любовью. бог послал им здоровых детей, которых они вместе воспитывали и растили.
дарья была для мужа хорошим и товарищем, и когда муж заболел, она сделала все возможное, чтоб поднять его с постели - пошла даже за чудодейственной иконой. однако муж умер, дарья оплакивала своего верного спутника, однако жизнь продолжалась, и главная героиня взвалила на свои плечи еще и мужнюю работу. трагичность судьбы главной героини состоит в том, что, несмотря на тягости и сопротивления судьбе, она не выжила
дарья до конца противостояла всем трудностям, что встречались ей на пути, не сломила ее и мистическая сила. мороз-воевода предлагает дарье забвение, небытие и избавление от мук в своем волшебном царстве. однако, вспоминая свою тяжелую, но дорогую ей жизнь героиня трижды отвечает морозу без каких-либо жалоб: "тепло".
некрасов восхваляет, возвышает женщину, сильную, смелую. он с уважением и благоговением относиться к женщине за трудолюбие, верность и душевную красоту, за умение противостоять тягостям судьбы.