Данила — герой сказа п. п. бажова «каменный цветок» (1938). в основу этого философ-ско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о малахитнице, хозяйке медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. данилку недокормыша звали «блаженным». ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож», и тогда отдали его в обучение к мастеру прокопьичу «по малахит-ному делу». так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. но не увлекала его работа: «трудности много, а красоты ровно и вовсе нет». надумал д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». вспомнил он рассказ старой ведуньи вихори-хи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. бросился д. в ноги хозяйке медной горы: «покажи цветок! » та просьбу выполнила, но «затуманился» д. после того, как цветок увидел, «голову разломило». бросил он свою невесту, названого отца прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: малахитница взяла его в «горные мастера». о дальнейшей судьбе д. повествует автор в двух других сказах — «горный мастер» (1939) и «хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «малахитовая шкатулка». интерпретации образа д. -мастера традиционно связаны с проблемами мами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного. сказ экранизирован в 1946 г. режиссером а. птушко; созданы опера к. в. молчанова «каменный цветок» (1950), с. с. прокофьева «сказ о каменном цветке» (1950). в партии д. дебютировал на сцене большого театра в. в. васильев (1959).
Из рассказа астафьева «конь с розовой гривой» нам становиться известно о небольшом происшествии в жизни сироты, жившего с бабушкой. бабушка обещает маленькому несмышленому мальчику купить пряник в виде коня с розовой гривой. для этого ему нужно пойти с соседскими и насобирать земляники. еще только представив, как бабушка подарит ему пряничного коня, он испытывает сильное умиротворение от того, как его дружки будут ухлестывать за ним, лишь бы он угостил их этим пряником. в то время многие соседи жили впроголодь и уже поэтому обладание таким подарком возносило его. одни из соседских , собрав, немного ягоды, не удержались от соблазна насытиться сладкой сочной ягодой. другие же, постарше надавали им за это тумаков. закончилось всё дракой, в которой они рассыпали и помяли последние сочные плоды. наш герой, подкрепленный верой в скорое получение своего заветного коня, продолжает собирать землянику. драчуны, оставшиеся без ягод, подначивают мальчишку, обзывая его жадиной. он не удерживается от дурного влияния соседских и высыпает свои ягоды на съедение последним. не желая остаться без подарка, мальчик обманывает бабушку. он набивает свой туесок травой, присыпав сверху небольшим количеством ягод. к утру мальчишку одолевает совесть и он решает признаться бабушке, но уже поздно – бабушка уезжает на рынок. после возвращения бабушки из города, ему становиться настолько стыдно, что он не решается приходить домой. всё таки, набравшись смелости, он возвращается домой, где его ждет бабушка, уже успевшая, рассказать всем о его махинации. попросив у бабушки прощения, мальчик получает долгожданную награду – пряничного коня с розовыми гривой, глазами, копытами и хвостом. автор рассказа показывает нам, какой поучительный и строгий урок получил мальчик от своей бабушки, но в тоже время об этом говориться с улыбкой над его проделкой. вот как бабушка приголубила нашего героя «розовым конем» . рассказ подчеркивает нам значимость умения признавать свои проступки, быть честным и иметь храбрость брать ответственность на себя. такие черты характера важны для любого человека – взрослого или нашего маленького героя. поучительность бабушкиного поступка заключается в вознаграждении постыдного поступка мальчика, заставив его при этом краснеть перед всеми, кому она об этом рассказала. такие уроки запоминаются надолго и мальчику остеречься таких проступков впредь. 2.рассказ астафьева «конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые свои ягоды и его «в жадности» . но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. и мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее . мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. и она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой. но потом возвратиться все-таки приходится. как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «бери, бери, чего смотришь? глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… » и действительно, автор говорит: «сколько лет с тех пор прошло! сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» .