В цикл «Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина входят четыре произведения: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». В их изображаются души людей, которые захвачены всепоглощающей и разрушительной страстью. «Маленькими» они были названы, потому что включают всего 3 сцены. Перед читателем открывается сразу действие в кульминационный момент, в который один из героев стоит перед лицом смерти и трагедия заканчивается его гибелью. Пушкин изображает своих героев – Барона, Сальери, Дон Гуана как незаурядных, мыслящих, сильных натур. Их внутренний конфликт с собой окрашен подлинным трагизмом. Так, Сальери мучается от зависти, скупой рыцарь – от жадности и скупости, Дон Гуан – от чувственности. Легенда о смерти великого Моцарта стала предметом разных произведений. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» наделил ее новым звучанием, особенной страстью и яркостью. Главная завязка сюжета – страшная зависть талантливого композитора гению. Именно Сальери, а не Моцарт является главным героем. Моцарт Пушкина – это беззаботный гений, идущий по жизни легко. Он резвится по балам, веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Сальери – человек, которого с одной стороны восхищает музыку Моцарта, с другой – он, мучимый завистью, не может осознать такой несправедливости судьбы. В произведении фактически победа достается Сальери. Но он остается живым, а Моцарт гибнет. Но Сальери не смог устранить сам источник внутреннего конфликта – зависть. Весь смысл произведения заключается в финальной сцене прощания Сальери с Моцартом. Сальери не может, прежде всего, жить в гармонии с собой, он обделен даром человечности, беспечной радости бытия ценить каждое мгновение. В своих «Маленьких трагедиях» Пушкин пишет о чувствах, эмоциях, которые свойственны реально существующим людям. Поэтому образы, созданные писателем остаются актуальными и до сих пор.
Язык празднословный – ложь, лукавство, пустая болтовня;
Во грудь отверстую – открытая грудь, солнечное сплетение;
Глаголом жги сердца людей – стихи для народа.
Поэтом были выбраны правильные метафоры, образы и сравнения. Все они вместе взятые четко передают атмосферу длительного и мучительного страдания героя. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворения обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.
Пушкин изображает своих героев – Барона, Сальери, Дон Гуана как незаурядных, мыслящих, сильных натур. Их внутренний конфликт с собой окрашен подлинным трагизмом. Так, Сальери мучается от зависти, скупой рыцарь – от жадности и скупости, Дон Гуан – от чувственности.
Легенда о смерти великого Моцарта стала предметом разных произведений. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» наделил ее новым звучанием, особенной страстью и яркостью. Главная завязка сюжета – страшная зависть талантливого композитора гению. Именно Сальери, а не Моцарт является главным героем.
Моцарт Пушкина – это беззаботный гений, идущий по жизни легко. Он резвится по балам, веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Сальери – человек, которого с одной стороны восхищает музыку Моцарта, с другой – он, мучимый завистью, не может осознать такой несправедливости судьбы.
В произведении фактически победа достается Сальери. Но он остается живым, а Моцарт гибнет. Но Сальери не смог устранить сам источник внутреннего конфликта – зависть. Весь смысл произведения заключается в финальной сцене прощания Сальери с Моцартом. Сальери не может, прежде всего, жить в гармонии с собой, он обделен даром человечности, беспечной радости бытия ценить каждое мгновение.
В своих «Маленьких трагедиях» Пушкин пишет о чувствах, эмоциях, которые свойственны реально существующим людям. Поэтому образы, созданные писателем остаются актуальными и до сих пор.
Духовной жаждою томим – сильное желание изложить свои мысли в стихах;
Влачился – очень медленно идти, брести;
На перепутье – перекресток, выбор пути направо или налево;
Перстами легкими – легкое прикосновение пальцами;
Зеницы – это глаза;
Отверзлись зеницы – открыть глаза;
Неба содроганье – природная стихия (гром, гроза, молния);
Дольней лозы прозябанье – замерзшая лоза;
Десницею кровавой – окровавленная правая рука Господа;
Язык празднословный – ложь, лукавство, пустая болтовня;
Во грудь отверстую – открытая грудь, солнечное сплетение;
Глаголом жги сердца людей – стихи для народа.
Поэтом были выбраны правильные метафоры, образы и сравнения. Все они вместе взятые четко передают атмосферу длительного и мучительного страдания героя. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворения обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.