поэма с. а. есенина «пугачев» – это драматическое произведение,обращенное к сложному периоду. в эпоху революционногоперелома xx века есенин пытается понять сущность мятежной, революционнойстихии. поэтому его так интересует емельян пугачев, герой народноговосстания.
в поэме емельян пугачев любит родину, бескрайние степи:
мне нравится степей твоих медь
и пропахшая солью почва.
луна, как желтый медведь,
в мокрой траве ворочается.
наконец-то я здесь, здесь!
он искренне судьбой крестьянства:
как живет здесь мудрый наш мужик?
героюважно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом,пахать, сеять. и когда он узнает, что после смерти петра iii екатеринаотдала все богатства края «под надзор дворян» , что «стонет русь отцепких лапищ» , он возмущен.
неужели в народе нет суровой хватки
вытащить из сапогов ножи
и всадить их в барские лопатки?
сторожпризнается пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужентот, кто первый бросил камень» . герой не может до срока признаваться всвоих замыслах, но автором нарисована объективная необходимостьпоявления вождя, который может возглавить назревающее восстание.
вдругом отрывке монолог хлопуши, соратника пугачева. хлопушатри дня и три ночи шел в эту дикую местность, чтобы увидеть пугачева иприсоединиться к нему. он знает, что пугачев выдает себя за петра iii,но ему не важно, правда ли это.
слава ему! пусть даже он не петр,
чернь его любит за буйство и удаль.
заслуженнаяпугачевым любовь народа хлопуше кажется гораздо более ценным качествоммятежника, поэтому так велико его желание познакомиться с пугачевым.
впоследнем отрывке из поэмы войска пугачева на грани разгрома. но вождьне верит в свое поражение: «вы с ума сошли! » – трижды восклицает он. –«кто сказал вам, что мы уничтожены? » он знает, что восставшие «встрашной беде» , но верит в спасение, в возможный побег по каспию вазию. азия кажется ему землей обетованной, зародившей в человекенеукротимую любовь к свободе. он верит в возможность счастливого исходаи не дает упасть духом своим соратникам.
пугачев в поэмеесенина выразителен своей речью. речь его насыщена метафорами,эпитетами, он все воспринимает не как политик, а как поэт. этаобразность речи – особенность авторского восприятия
визитная карточка плюшкина: степан плюшкин, возраст – седьмой десяток, владелец 1000 душ крепостных крестьян.
отзывы о плюшкине:
«800 душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха»
«такой скряга, какого вообразить трудно»
«всех людей переморил голодом»
«а… заплатанной… »
выразительно описание села и господского дома. это описание проникнуто какой-то тоской. предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. описание сада перекликается с описанием хозяина.
портрет плюшкина создается с гиперболических деталей. образ-фикция, созданный гоголем, - прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве.
взволнованное обращение к каждому читателю – предостережение автора: путь плюшкина – реальная возможность, которая открывается перед каждым человеком.
именно здесь появляется образ дороги жизни, пути, что выбирает себе каждый человек.
сам человек несет ответственность за дорогу, которую он выбирает.
гоголь верил в способность человека измениться, верил в богатые потенциальные возможности россии.
вывод:
1. плюшкин занимает особое место в системе персонажей. у плюшкина есть жизни.
2. плюшкин – скупец – расточитель.
заботясь о ничтожной мелочи, он теряет сотни и тысячи, разоряя родовое поместье.
3. запутавшись в сетях «хозяйственной паутины» , плюшкин забывает о душе своей и чужой.
человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, каждый день что-нибудь в нем утрачивалось.
4. гоголь видит причину духовного опустошения плюшкина в безразличии к собственной душе.
5. образ плюшкина завершает галерею губернских помещиков.
с героями поэмы его роднят бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких и возвышенных чувств. плюшкин занимает достойное место как логическое завершение расчеловечивания человека.
поэма с. а. есенина «пугачев» – это драматическое произведение,обращенное к сложному периоду. в эпоху революционногоперелома xx века есенин пытается понять сущность мятежной, революционнойстихии. поэтому его так интересует емельян пугачев, герой народноговосстания.
в поэме емельян пугачев любит родину, бескрайние степи:
мне нравится степей твоих медь
и пропахшая солью почва.
луна, как желтый медведь,
в мокрой траве ворочается.
наконец-то я здесь, здесь!
он искренне судьбой крестьянства:
как живет здесь мудрый наш мужик?
героюважно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом,пахать, сеять. и когда он узнает, что после смерти петра iii екатеринаотдала все богатства края «под надзор дворян» , что «стонет русь отцепких лапищ» , он возмущен.
неужели в народе нет суровой хватки
вытащить из сапогов ножи
и всадить их в барские лопатки?
сторожпризнается пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужентот, кто первый бросил камень» . герой не может до срока признаваться всвоих замыслах, но автором нарисована объективная необходимостьпоявления вождя, который может возглавить назревающее восстание.
вдругом отрывке монолог хлопуши, соратника пугачева. хлопушатри дня и три ночи шел в эту дикую местность, чтобы увидеть пугачева иприсоединиться к нему. он знает, что пугачев выдает себя за петра iii,но ему не важно, правда ли это.
слава ему! пусть даже он не петр,
чернь его любит за буйство и удаль.
заслуженнаяпугачевым любовь народа хлопуше кажется гораздо более ценным качествоммятежника, поэтому так велико его желание познакомиться с пугачевым.
впоследнем отрывке из поэмы войска пугачева на грани разгрома. но вождьне верит в свое поражение: «вы с ума сошли! » – трижды восклицает он. –«кто сказал вам, что мы уничтожены? » он знает, что восставшие «встрашной беде» , но верит в спасение, в возможный побег по каспию вазию. азия кажется ему землей обетованной, зародившей в человекенеукротимую любовь к свободе. он верит в возможность счастливого исходаи не дает упасть духом своим соратникам.
пугачев в поэмеесенина выразителен своей речью. речь его насыщена метафорами,эпитетами, он все воспринимает не как политик, а как поэт. этаобразность речи – особенность авторского восприятия
визитная карточка плюшкина: степан плюшкин, возраст – седьмой десяток, владелец 1000 душ крепостных крестьян.
отзывы о плюшкине:
«800 душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха»
«такой скряга, какого вообразить трудно»
«всех людей переморил голодом»
«а… заплатанной… »
выразительно описание села и господского дома. это описание проникнуто какой-то тоской. предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. описание сада перекликается с описанием хозяина.
портрет плюшкина создается с гиперболических деталей. образ-фикция, созданный гоголем, - прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве.
взволнованное обращение к каждому читателю – предостережение автора: путь плюшкина – реальная возможность, которая открывается перед каждым человеком.
именно здесь появляется образ дороги жизни, пути, что выбирает себе каждый человек.
сам человек несет ответственность за дорогу, которую он выбирает.
гоголь верил в способность человека измениться, верил в богатые потенциальные возможности россии.
вывод:
1. плюшкин занимает особое место в системе персонажей. у плюшкина есть жизни.
2. плюшкин – скупец – расточитель.
заботясь о ничтожной мелочи, он теряет сотни и тысячи, разоряя родовое поместье.
3. запутавшись в сетях «хозяйственной паутины» , плюшкин забывает о душе своей и чужой.
человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, каждый день что-нибудь в нем утрачивалось.
4. гоголь видит причину духовного опустошения плюшкина в безразличии к собственной душе.
5. образ плюшкина завершает галерею губернских помещиков.
с героями поэмы его роднят бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких и возвышенных чувств. плюшкин занимает достойное место как логическое завершение расчеловечивания человека.
подробнее - на -