В«судьбе человека» два рассказчика. один из них не говорит о себе ничего конкретного, занимает подчинённое положение. можно предположить, что в лице этого повествователя перед нами предстаёт писатель. образ автора уже личности писателя, причём и эта «часть» подвергается художественной трансформации. «необходимо увидеть эту многоступенчатость рассказа: шолохов создал художественный мир, в котором выступает автор, на наших глазах изображающий весну, себя и героя, - героя, который, в свою очередь, повествует о своей судьбе. образ автора в рассказе сам по себе сложен: он развивается, изменяется на протяжении повествования» . такое построение обусловило то, что автор-повествователь лишён права всезнания, он – действующее лицо, он может судить с достаточной полнотой лишь о том, что ему видно, что ему стало известно. главный интерес произведения связан с трагической долей андрея соколова. видимо, какое-то, далеко не решающее значение в том, что в «судьбе человека» использована традиционная форма «рассказ в рассказе» , имела сама создания произведения. при работе над ним автор опирался на действительную встречу с прототипом соколова. но герой-рассказчик часто вводится для того, чтобы придать повествованию особую убедительность, искренность. шолохов стремится «выявить глубинную сущность явления, не разрушая его естественных очертаний, не прибегая к условности, порывающей с формами самой жизни ». для него важно добиться того, чтобы читатель поверил в сугубо конкретную реальность воссоздаваемой действительности. позиция автора-рассказчика не позволяет в избранной ситуации глубоко раскрыть внутренний мир и судьбу соколова без его обстоятельного монолога. оба рассказчика играют активную роль в произведении, взаимно дополняют друг друга и вместе с тем ведут относительно самостоятельные «партии» . «автор-повествователь нам не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл» . герой - рассказчик передать своеобразный взгляд на мир, определить своеобычную тональность произведения, всё сфокусировать под единым углом зрения. это единство достигается тем, что все изображённые события пропущены через сознание рассказчика, «что во взгляде рассказчика дана объединяющая идея сюжета и тем самым в известной мере его композиционная ось» .
Это последняя попытка Чацкого расположить к себе Софью. .. В девятой сцене (действие 3, явл. 1, 2) мы видим последнюю попытку Чацкого расположить к себе Софью. В этой сцене любовь Софьи к Молчалину дана в оценке Чацкого. Он приезжает в дом Фамусова в третий раз в течение одного дня. Зачем? Входит Софья, и Чацкий почти сразу же спрашивает: «Кого вы любите? » Софья уклоняется от ответа, говорит колкости. Чацкий, чтобы узнать правду, решает притвориться: признает себя будто бы виноватым перед Молчалиным, но очень быстро сбивается на объяснение в любви... Эта сцена является поворотным моментом в развитии «сквозного действия» : борьба Чацкого за Софью превращается в его борьбу с Софьей из-за Молчалина. Чацкий после объяснения с Софьей уже не расточает перед ней «нежных слов» , он теперь убеждает свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее. Он выискивает все новые и новые низкие качества Молчалина и указывает на них Софье, -снова и снова причиняя ей душевную боль. И Софья в наших глазах перестает быть смешной.
В девятой сцене (действие 3, явл. 1, 2) мы видим последнюю попытку Чацкого расположить к себе Софью. В этой сцене любовь Софьи к Молчалину дана в оценке Чацкого. Он приезжает в дом Фамусова в третий раз в течение одного дня. Зачем?
Входит Софья, и Чацкий почти сразу же спрашивает: «Кого вы любите? » Софья уклоняется от ответа, говорит колкости. Чацкий, чтобы узнать правду, решает притвориться: признает себя будто бы виноватым перед Молчалиным, но очень быстро сбивается на объяснение в любви...
Эта сцена является поворотным моментом в развитии «сквозного действия» : борьба Чацкого за Софью превращается в его борьбу с Софьей из-за Молчалина. Чацкий после объяснения с Софьей уже не расточает перед ней «нежных слов» , он теперь убеждает свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее. Он выискивает все новые и новые низкие качества Молчалина и указывает на них Софье, -снова и снова причиняя ей душевную боль. И Софья в наших глазах перестает быть смешной.