Мы много читали произведений о дружбе людей, но я впервые столкнулась в произведении "Герой нашего времени" с дружбой человека и животного. Лермонтов показал нам чистую и крепкую дружбу Казбича и Карагеза, которая поразила меня до глубины души. Карегез был по-истине красивейшим конем, и даже Печорин впервые встретившись с Казбичем, замечает то, что у мужчины замечательный конь. Но конем интересовался ни только Печорин, Азамат, брат Бэлы, мечтал об этом коне. Постоянные уговоры юноши только раздражали Казбича. Но и подумать никогда не мог, что смог бы разлучиться со своим другом. Герой не отдал бы его ни за какие деньги и сокровища в мире. Азамат всё же добился своего: вот так легко он обменял свою родную сестру Печорину на коня. Обошелся с ней, словно с вещью. Узнав о пропаже друга, Казбич потерял смысл жизни, он озверел - кавказская кровь сыграла свою роль, и он мстил всем, кто мог иметь хоть какое-то отношение к пропаже коня. Он даже отрезал себе палец, чтобы заглушить ту душевную боль, которая была сильнее физической. Мне было искренне жаль Казбича, потому что не может быть ничего страшнее в жизни, как потерять то, что тебе по настоящему дорого.
Бородино» , (1837 г.) , первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и с его ведома. Опубликовано в 6-й книге «Современник» (1837 г. ) как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. В основу «Бородино» легло раннее героико-романтические стихотворения Лермонтова «Поле Бородина» . Стихотворение носит программный характер и является художественным открытием в истории русской реалистической поэзии. Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения, и данная им событию объективная оценка разделяется автором. Достоверность описания батальной картины и точность психологической характеристики героя передаются посредством своеобразного поэтического языка, о котором В. Г. Белинский писал: «...в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии» . Языковая патетика стихотворения («сверкнув очами» , «сражен булатом» , «носились знамена как тени» , «грозная сеча» и т. д.) , органически сочетающаяся с живой речью солдата, позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа — героя Отечественной войны 1812 г. Национальный русский характер, воплощенный в образе рассказчика, противопоставлен Лермонтовым новому поколению последекабрьской России. Белинский отмечал, что основная идея стихотворения выражена во втором куплете: — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому столь полному славы и великих дел», — писал Белинский, утверждая, что «тоска по жизни» связывает «Бородино» с целым рядом стихотворений Лермонтова, полных «энергии и благородного негодования» . Критик раскрыл связь между «Бородино» и «Думой» , показал, что, даже обращаясь к истории, Лермонтов откликался на животрепещущие вопросы современности. Л. Н. Толстой назвал стихотворение Лермонтова «зерном» «Войны и мира» (в беседе с С. Н. Дурылиным).