Лариса Дмитриевна Огудалова – молодая бедная дворянка, красивая и образованная девушка. Лариса – тонкая, чувствительная натура. У нее много поклонников, но мало кто предлагает ей выйти замуж. Лариса влюблена в Паратова, но тот не собирается на ней жениться. В отчаянии она соглашается выйти замуж за господина Карандышева.Сергей Сергеевич Паратов – дворянин в возрасте за 30 лет. Паратов – жестокий, расчетливый, бессердечный человек. Паратов пользуется доверчивостью Ларисы, проводит с ней ночь на пароходе, а затем бросает.Юрий Капитоныч Карандышев – небогатый дворянин, жених Ларисы Огудаловой. Карандышев – самолюбивый и глуповатый человек. В конце пьесы он в приступе ревности убивает свою невесту Ларису Огудалову
Василий Данилыч Вожеватов – молодой купец, друг детства Ларисы Огудаловой, очень богатый человек. Вожеватов – хитрый, подлый, безнравственный человек. Он поступает жестоко и подло по отношению к Ларисе Огудаловой.
Мокий Парменыч Кнуров – пожилой, очень богатый человек. Кнурову нравится Лариса Огудалова. Но, будучи женат, он надеется, что Лариса станет его любовницей и содержанкой. Кнуров – подлый и бессердечный человек, преследующий только свои интересы.
Композиционно повесть распадается на 2 части. В первой части Гоголь рассказывает историю художника Чарткова (говорящая фамилия - Чертков (первоначально) . Вторая часть- знакомит с происхождением демонического портрета ростовщика и судьбой художника, создавшего это портрет. Каждая часть-законченное произведение, самостоятельное, с самостоятельными персонажами и конфликтом. В 1-ой части используется прямая композиция. Во 2-ой части-рамочная, т. е. вводится еще один конфликт и еще одна художественная проблема. Но эти две новеллы объединены общей темой: творчество и одним центром- портрет ростовщика. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой) .
Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах . Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва: “Пискарёв и Пирогов-какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! ” -писал В. Г. Белинский.
Пискарёв-художник и очень чувствительная, тонкая натура, которую так легко сломать. Он мечтатель, живёт в своём внутреннем мире и когда реальность так внезапно раскрывается в своей жестокости, он не выдерживает и решается на самоубийство. Пирогов, наоборот-чересчур равнодушен ко всем и вся. Если Пискарёв переживает из- за потери "идеала девушки" до смерти, в буквальном смысле, то Пирогову достаточно съесть пирог в ближайшем кафе, чтобы забыть о своей недавней любви. Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики. К людям ниже его по чину он относится высокомерно. Любовь для Пирогова-лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.
Автор показал, как в погоне за чинами человек овеществляется, теряет свое индивидуальное лицо, превращается в безликое существо. Моральные нормы ставятся с ног на голову, а недостойный- счастливее достойного.
В то же время Гоголь показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою". Художник из рассказа "Портрет" нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы отшельником. Таким он исцелил свою душу: "Нет, нельзя человеку с одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем". После этого он завещает своему сыну, молодому художнику, уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
Василий Данилыч Вожеватов – молодой купец, друг детства Ларисы Огудаловой, очень богатый человек. Вожеватов – хитрый, подлый, безнравственный человек. Он поступает жестоко и подло по отношению к Ларисе Огудаловой.
Мокий Парменыч Кнуров – пожилой, очень богатый человек. Кнурову нравится Лариса Огудалова. Но, будучи женат, он надеется, что Лариса станет его любовницей и содержанкой. Кнуров – подлый и бессердечный человек, преследующий только свои интересы.
Вторая часть- знакомит с происхождением демонического портрета ростовщика и судьбой художника, создавшего это портрет. Каждая часть-законченное произведение, самостоятельное, с самостоятельными персонажами и конфликтом.
В 1-ой части используется прямая композиция. Во 2-ой части-рамочная, т. е. вводится еще один конфликт и еще одна художественная проблема. Но эти две новеллы объединены общей темой: творчество и одним центром- портрет ростовщика.
Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой) .
Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными
началами в характерах .
Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва: “Пискарёв и Пирогов-какой контраст! Оба они начали в один
день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! ” -писал В. Г. Белинский.
Пискарёв-художник и очень чувствительная, тонкая натура, которую так легко сломать. Он мечтатель, живёт в своём внутреннем мире и когда реальность так внезапно раскрывается в своей жестокости, он не выдерживает и решается на самоубийство. Пирогов, наоборот-чересчур равнодушен ко всем и вся. Если Пискарёв переживает из-
за потери "идеала девушки" до смерти, в буквальном смысле, то Пирогову достаточно съесть пирог в ближайшем кафе, чтобы забыть о своей недавней любви.
Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы.
Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле
раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость,
самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у
избранной публики.
К людям ниже его по чину он относится высокомерно.
Любовь для Пирогова-лишь интересное приключение, “интрижка”, которой
можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно
пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его
и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.
Автор показал, как в погоне за чинами человек овеществляется, теряет свое индивидуальное лицо, превращается в безликое существо. Моральные нормы ставятся с ног на голову, а недостойный- счастливее достойного.
В то же время Гоголь показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою".
Художник из рассказа "Портрет"
нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы отшельником. Таким он исцелил свою душу: "Нет, нельзя человеку с одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем". После этого он завещает своему сыну, молодому художнику, уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.