Помнишь тот горячий ключ, Как он чист был и бегуч, Как дрожал в нем солнца луч И качался; Как пестрел соседний бор, Как белели выси гор, Как тепло в нем звездный хор Повторялся. Обмелел он и остыл, Словно в землю уходил, Оставляя следом ил Бледно-красный. Долго-долго я алкал, Жилу жаркую меж скал С тайной ревностью искал, Но напрасной.
Вдруг в горах промчался гром, Потряслась земля кругом, Я бежал, покинув дом, Мне грозящий; — Оглянулся, — чудный вид: Старый ключ гранит И над бездною висит, Весь кипящий. Анализ стихотворения Фета «Горячий ключ» Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко разделяют произведения этого поэта на два периода, первый из которых характеризуется безмятежностью, искренностью, чистотой и восторженным отношением к окружающему миру. Действительно, после смерти Марии Лазич Фет практически перестал уделять внимание пейзажной лирике, которую так любил, и переключился на стихи интимного характера. Но даже если в минуты душевного спокойствия поэт и обращал внимание на красоту природы, по привычке подмечая каждую мелочь, то его стихи все равно носили отпечаток глубокой тоски, заглушить которую не в силах были ни теплое весеннее утро, ни ласковое солнце. Тем не менее, среди многочисленных стихов позднего периода творчества иногда встречаются лирические произведения, выдержанные в духе раннего Фета. К ним, в частности, можно отнести стихотворение «Горячий ключ», написанное в 1870 году. К тому моменту поэт уже покинул столицу и перебрался в свое загородное имение, которое практически не покидал до самой смерти. Чистый воздух, первозданная природа, возможность жить размеренно и никуда не торопиться – все это весьма благоприятно отразилось на душевном состоянии Фета и нашло воплощение в удивительных по красоте строках, повествующих о мощи лесного родника. Когда-то он «чист был и бегуч», радуя взор и напоминая о безмятежной юности самого поэта. Однако годы, «обмелел он и остыл, словно в землю уходил». Автор вновь проводит незримую параллель между родником и собственной жизнью, которая, по мнению Фета, оказалась сложной и противоречивой, лишив его желаний и стремлений. Тем не менее, поэт искренне верил в то, что сумеет найти в себе силы и вновь стать счастливым. Возвращаясь в родовое имение, он рассчитывал переломить судьбу и обрести ту радость, которую с годами утратил. В том, что все это возможно, Фет поначалу не сомневался. Именно поэтому он вспомнил о старом горячем ключе, который однажды поразил его воображение. Погребенный под толщей песка и горной породы, во время грозы источник сумел пробиться наружу. «Старый ключ гранит и над бездною висит, весь кипящий!», — с восторгом написал поэт, не осознавая, что человек, увы, лишен подобной силы, и не в его власти перечеркнуть свое ради возможности быть счастливым в будущем.
Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное – это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, равно как и достижений реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить отца Горио и Гобсека О. Бальзака, Анну Каренину и Платона Каратаева Л. Толстого, мадам Бовари Г. Флобера и др. Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально-исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (так называемые вечные образы) – Дон Кихот,
Помнишь тот горячий ключ,
Как он чист был и бегуч,
Как дрожал в нем солнца луч
И качался;
Как пестрел соседний бор,
Как белели выси гор,
Как тепло в нем звездный хор
Повторялся.
Обмелел он и остыл,
Словно в землю уходил,
Оставляя следом ил
Бледно-красный.
Долго-долго я алкал,
Жилу жаркую меж скал
С тайной ревностью искал,
Но напрасной.
Вдруг в горах промчался гром,
Потряслась земля кругом,
Я бежал, покинув дом,
Мне грозящий; —
Оглянулся, — чудный вид:
Старый ключ гранит
И над бездною висит,
Весь кипящий. Анализ стихотворения Фета «Горячий ключ»
Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко разделяют произведения этого поэта на два периода, первый из которых характеризуется безмятежностью, искренностью, чистотой и восторженным отношением к окружающему миру. Действительно, после смерти Марии Лазич Фет практически перестал уделять внимание пейзажной лирике, которую так любил, и переключился на стихи интимного характера. Но даже если в минуты душевного спокойствия поэт и обращал внимание на красоту природы, по привычке подмечая каждую мелочь, то его стихи все равно носили отпечаток глубокой тоски, заглушить которую не в силах были ни теплое весеннее утро, ни ласковое солнце.
Тем не менее, среди многочисленных стихов позднего периода творчества иногда встречаются лирические произведения, выдержанные в духе раннего Фета. К ним, в частности, можно отнести стихотворение «Горячий ключ», написанное в 1870 году. К тому моменту поэт уже покинул столицу и перебрался в свое загородное имение, которое практически не покидал до самой смерти. Чистый воздух, первозданная природа, возможность жить размеренно и никуда не торопиться – все это весьма благоприятно отразилось на душевном состоянии Фета и нашло воплощение в удивительных по красоте строках, повествующих о мощи лесного родника. Когда-то он «чист был и бегуч», радуя взор и напоминая о безмятежной юности самого поэта. Однако годы, «обмелел он и остыл, словно в землю уходил». Автор вновь проводит незримую параллель между родником и собственной жизнью, которая, по мнению Фета, оказалась сложной и противоречивой, лишив его желаний и стремлений. Тем не менее, поэт искренне верил в то, что сумеет найти в себе силы и вновь стать счастливым. Возвращаясь в родовое имение, он рассчитывал переломить судьбу и обрести ту радость, которую с годами утратил. В том, что все это возможно, Фет поначалу не сомневался. Именно поэтому он вспомнил о старом горячем ключе, который однажды поразил его воображение. Погребенный под толщей песка и горной породы, во время грозы источник сумел пробиться наружу. «Старый ключ гранит и над бездною висит, весь кипящий!», — с восторгом написал поэт, не осознавая, что человек, увы, лишен подобной силы, и не в его власти перечеркнуть свое ради возможности быть счастливым в будущем.
Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное – это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, равно как и достижений реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить отца Горио и Гобсека О. Бальзака, Анну Каренину и Платона Каратаева Л. Толстого, мадам Бовари Г. Флобера и др. Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально-исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (так называемые вечные образы) – Дон Кихот,