Сконспектом конфликт комедии состоит в том, что чацкий, благородный молодой человек, ведущий свободную жизнь (он нигде не служит, хотя был офицером и состоял при неких министрах), независимый от старых нравственных догм, патриотически настроенный, неожиданно возвращается в москву. как и раньше, он влюблен в софью, с которой вместе воспитывался в доме фамусова и к которой сейчас, по возвращении, испытывает большое чувство, усиленное разлукой. по мере развития действия в чацком растет предчувствие «измены» софьи и решимость узнать, кто же стал избранником барышни («дождусь ее/ и вынужу признанье: / кто наконец ей мил? молчалин! скалозуб! »). «ум» внушает чацкому, что софья не может любить человека с такой низкой душой, как молчалин, а сердце сигнализирует герою, что у него есть соперники. этот разлад ума и сердца ведет к теме любовного помешательства, безумия от любви, теме, издавна бывшей пружиной комедии. постепенно, однако, метафора «развеществляется», т. е. словам возвращается их первичный смысл. начиная с третьего действия любовное сумасшествие превращается в настоящее: софья пускает слух, будто чацкий и в самом деле сошел с ума, повредился рассудком. а потом речь снова заходит о возможном умопомрачении, только не от любви, а от московского воздуха, которым дышат персонажи и которым вынужден дышать герой: вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним и в нем рассудок уцелеет. тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок. в соответствии с конфликтом строится и система персонажей. на одном полюсе — чацкий, его незримые, но упоминаемые в комедии малочисленные единомышленники, на другом — фамусовская москва. сила чацкого — в пылкости и свежести впечатлений, в независимости мысли, в нетерпимости, с какой он отстаивает свои убеждения, невзирая на лица и обстоятельства, которые могут ему повредить. слабость — в той же нетерпимости, в той же пылкости, которые мешают ему обдумать поступки, трезво взглянуть и на себя, и на барскую москву. могущество москвы — в (несмотря на мелкие стычки и споры, несмотря на зависть и суету), в единообразии уклада и в единомыслии. личность признается личностью постольку, поскольку она согласна со всеми. московское общество приводит все мнения к одному, общему, допуская разногласия по мелочам. москва, наконец, живет родственными и дружескими связями. в старой столице торжествует круговая родственно-дружественная порука, а не дело. фамусов и московское общество хотят законсервировать, заморозить старый уклад. понятно, что такое желание утопично. но его нельзя недооценивать. неподвижность и косность могут быть удержаны только невежеством. отсюда ясно, что главным врагом фамусова и его гостей становится учение, просвещение («ученье — вот чума, ученость — вот причина»). чацкий недооценивает при москвы к изменяющимся условиям. он уверен, что нынешних успехов разума и просвещения достаточно для полного обновления общества, которое, думает чацкий, обречено безвозвратно исчезнуть. послушав фамусова и молчалина, чацкий решает, что «век нынешний» уже пересилил «век минувший» («нет, нынче свет уж не », « смех страшит и держит стыд в узде»). однако чацкий жестоко ошибается. если в начале комедии он высоко возвышается над обществом, то по мере развития действия его энтузиазм постепенно тает, и он все больше чувствует зависимость от фамусовской москвы, которая оплетает его вздорными слухами, непонятными отношениями, пустыми разговорами, вздорными советами, сплетнями и всяческой суетой. становится очевидно, что чацкий — одиночка, бросающий вызов фамусовскому миру. чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изобра- жаются обстоятельства, в которые он попадает. грибоедов тонко и точно подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение. кроме главного антагониста фамусова, пародийного антагониста репетилова, у чацкого есть еще один — молчалин. человеческие качества молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность, зависимость от других, бессловесность и отказ от собственных мнений. в общении молчалина с фамусовским кругом его речь становится вкрадчивой, сдержанной. молчалин знает дистанцию и соблюдает предписанный слуге и служащему этикет. однако его молчаливость пропадает, когда он оказывается наедине с лизой. тут он красноречив, многословен, развязен, груб, фамильярен и беззастенчиво циничен. остальное в коменнтариях
Развязка конфликта — отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фа-мусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно заявить, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле А.С.Грибоедов создал комедию на все времена.