«ночь перед рождеством» н. в. гоголя —забавная и волшебная повесть. однако помимо шуток и предпраздничных розыгрышей, фантазии и украинского фольклора, здесь творит чудеса настоящая любовь. семнадцатилетняя оксана, дочь богатого козака чуба, на всю округу славится своей необыкновенной красотой. однако эта девушка прекрасно знает себе цену. она горда, кокетлива, немного капризна — в общем, обыкновенная красавица. не таков полюбивший ее молодой кузнец вакула. он прост и честен, нежен и заботлив. какие только подвиги ни готов он совершить ради взаимного чувства «чудной, ненаглядной оксаны»! но легкомысленная девушка только смеется над кузнецом и подшучивает: принесешь мне царские черевики — выйду за тебя замуж. как же добраться бедному вакуле до царицы, если петербург — в тысячах километров от диканьки? ! и вот здесь на любви приходит волшебство: под руку вакуле попадается сам черт, решивший посмеяться над кузнецом в рождественскую ночь. как бы не так! ловкий, сильный, смелый и находчивый вакула оседлал нечистого и погнал в столицу, в царский дворец. так и добыл молодой кузнец оксанину мечту, хотя, казалось бы, до этого совсем потерял надежду на расположение девушки. а пока вакула путешествовал, с оксаной произошли не менее чудесные превращения. услышав слухи о гибели кузнеца от безнадежной любви, она, вероятно, задумалась о силе его чувств, а затем начала бранить себя, что была так сурова с парубком. переживая все больше и больше, оксана поняла, что влюблена в кузнеца без памяти. уже ей и черевички не нужны, лишь бы он отыскался. а тут и вакула обернулся — свататься пришел, принес любимой в подарок удивительной красоты черевички, ему самой царицей. вот как любовь совершиться самым необыкновенным чудесам, которые возможны только в волшебную ночь перед рождеством.
Стихотворение написано в 1883 году, в последние годы жизни. это плод глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия. а. а. фет показал внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. пейзаж у фета не самоценен, он выявляет жизнь души. первая строчка содержит основную идею стихотворения. дуб и береза – традиционные деревья средней полосы россии. (аллегория: дуб и береза олицетворяют образы людей) дуб символизирует мужское начало-стойкость и мужество; береза символизирует женщину-нежность и трепетность. но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: "застыли слезы", "треснула… кора. поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: « "они стоят, молчат; молчи и ты! ". параллели этих деревьев и человека постоянно повторяются по ходу всего стихотворения так, что иногда непонятно, о ком же или о чем же пишет автор. в строке "и за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат; молчи и ты! " поэт наделяет сердцем даже деревья. поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: "все злей","сердито рвет","за сердце хватает". эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы – холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы. немногочисленные эпитеты – холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы-тоже преимущественно посвящены описанию зимы. таким образом, поэт хочет подчеркнуть ее силу и мощь, которым вынуждены противостоять и человек, и природа. вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт призывает: "но верь весне.", потому что как и в природе зиму обязательно сменит весна, так и для человеческой души наступят "ясные дни", "новые откровения", когда "гений весны" принесёт с собою тепло и жизнь. весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придёт и в трудную минуту. и, наконец, торжествует добро, красота, гармония: "переболит скорбящая душа". метафора: застыли слёзы; метель сердито рвёт, за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат ( деревья)