в повести “первый учитель” ч. айтматов ставит перед собой большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением. грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым прошлого нашей страны. ч. айтматов создал живую легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аула куркуреу дюйшене таштанбекове. этот образ реален. поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать дюйшену. эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел. куркуреу — аул небольшой. после революции большинство населения киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. возможно, дехкане куркуреу совсем бы выгнали дюйшена, не будь у него официальной бумаги. ибо, в сущности, кто для них такой дюйшен? сын бедняка. но бумага с печатью останавливает людей. “в ней вся сила”,— говорят аульчане. дюйшен страстно берется за дело. чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу алтынай. как трудно было им заложить знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — строители культуры, нашего будущего.
молодость — вся жизнь когда мы учимся в школе, а потом в университете, нам кажется, что у нас уже «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и нас будут окружать совсем другие люди. от настоящего не останется а на самом деле оказалось все иначе.
наши сверстники остаются вместе с нами. не все, конечно: многих унесла смерть. и все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.
подлинные друзья приобретаются в молодости. мы помним, что и у наших матерей настоящими друзьями остались только подруги по гимназии. у отцов друзья были сокурсники по институту. и сколько бы мы ни наблюдали, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.
молодость — это время сближения. и об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба и в горе и в радости. в радости ведь тоже нужна : , чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. неразделенная радость — не радость. человека портит счастье, если он переживает его один.
молодость — вся жизнь когда мы учимся в школе, а потом в университете, нам кажется, что у нас уже «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и нас будут окружать совсем другие люди. от настоящего не останется а на самом деле оказалось все иначе.
наши сверстники остаются вместе с нами. не все, конечно: многих унесла смерть. и все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.
подлинные друзья приобретаются в молодости. мы помним, что и у наших матерей настоящими друзьями остались только подруги по гимназии. у отцов друзья были сокурсники по институту. и сколько бы мы ни наблюдали, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.
молодость — это время сближения. и об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба и в горе и в радости. в радости ведь тоже нужна : , чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. неразделенная радость — не радость. человека портит счастье, если он переживает его один.