в финале романа это уже новый базаров, познавший сомнения, мучительно с
тарающийся сохранить свою теорию. базаров поставлен перед необходимостью
познать самого себя и мир. тургеневу важно показать, заставит ли это изменится
базарова.
величие базарова тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти.
в речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. каждая реплика, обращенная к одинцовой, — сгусток духовных страданий: “вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный” а еще топорщится. и ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! есть, ведь я гигант! . я нужен россии.. нет, видно, не нужен. да и кто нужен? ” зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к одинцовой — позаботиться о стариках: “ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не ”
мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились
в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за
свои поступки. писарев отмечал, что перед лицом смерти “базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. не успевший реализовать себя в жизни, базаров только перед
лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней.
смерть базарову дала право быть таким, каким, возможно, он был всегда – сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… неповторимость базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственную возможную, роковую, трагическую – базаровскую – судьбу.
в этом заключается главный смысл финала. об этом же писал сам тургенев:
“мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.
одним из главных персонажей произведения а. с пушкина “капитанская дочка” является маша миронова, — дочь коменданта белогорской крепости. название повести связано со званием отца маши – капитана ивана кузьмича миронова, поэтому она называется “капитанская дочка”.другой персонаж повести, петруша гринев. его жизнь после назначения в крепость стала “не только сносною, но и приятною”. представление о коменданте оказалось ошибочным — в его доме гринев был принят, как родной. его дочка, маша миронова, сначала не понравилась гриневу, а потом показалась ему недурной. во время первой встречи с машей мироновой мы видим обыкновенную девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши» . робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко. в маше проявляются такие черты характера как: патриотизм, любовь к родителям, чувство к гриневу, ненависть к швабрину. со временем читателям открывается характер марьи, благоразумной и чувствительной девушки. она способна на глубокую и искреннюю любовь. врожденное благородство не позволяет ей поступаться принципами. она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей. ” нет, петр андреич” - отвечала маша, ” я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. без их благословения не будет тебе счастья. покоримся воле божией. ”остальные персонажи повести “капитанской дочки” любят и уважают машу. узнав об аресте петра гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в петербург с намерением подать прошение государыне. уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков пугачевым, что склоняет на свою сторону екатерину п. «по именному приказу» гринева из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей маши. образ маши мироновой имеет огромное значение, он показывает нам, что, несмотря на социальные катаклизмы, простой человек может получить право на свое личное человеческое счастье, несмотря ни на что. пусть вокруг творится странное, пусть судьба бывает немилостива, пусть грозит смертельная опасность и позор, но начало оказывается сильнее.
ответ:
в финале романа это уже новый базаров, познавший сомнения, мучительно с
тарающийся сохранить свою теорию. базаров поставлен перед необходимостью
познать самого себя и мир. тургеневу важно показать, заставит ли это изменится
базарова.
величие базарова тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти.
в речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. каждая реплика, обращенная к одинцовой, — сгусток духовных страданий: “вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный” а еще топорщится. и ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! есть, ведь я гигант! . я нужен россии.. нет, видно, не нужен. да и кто нужен? ” зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к одинцовой — позаботиться о стариках: “ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не ”
мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились
в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за
свои поступки. писарев отмечал, что перед лицом смерти “базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. не успевший реализовать себя в жизни, базаров только перед
лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней.
смерть базарову дала право быть таким, каким, возможно, он был всегда – сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… неповторимость базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственную возможную, роковую, трагическую – базаровскую – судьбу.
в этом заключается главный смысл финала. об этом же писал сам тургенев:
“мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.
ответ:
одним из главных персонажей произведения а. с пушкина “капитанская дочка” является маша миронова, — дочь коменданта белогорской крепости. название повести связано со званием отца маши – капитана ивана кузьмича миронова, поэтому она называется “капитанская дочка”.другой персонаж повести, петруша гринев. его жизнь после назначения в крепость стала “не только сносною, но и приятною”. представление о коменданте оказалось ошибочным — в его доме гринев был принят, как родной. его дочка, маша миронова, сначала не понравилась гриневу, а потом показалась ему недурной. во время первой встречи с машей мироновой мы видим обыкновенную девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши» . робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко. в маше проявляются такие черты характера как: патриотизм, любовь к родителям, чувство к гриневу, ненависть к швабрину. со временем читателям открывается характер марьи, благоразумной и чувствительной девушки. она способна на глубокую и искреннюю любовь. врожденное благородство не позволяет ей поступаться принципами. она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей. ” нет, петр андреич” - отвечала маша, ” я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. без их благословения не будет тебе счастья. покоримся воле божией. ”остальные персонажи повести “капитанской дочки” любят и уважают машу. узнав об аресте петра гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в петербург с намерением подать прошение государыне. уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков пугачевым, что склоняет на свою сторону екатерину п. «по именному приказу» гринева из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей маши. образ маши мироновой имеет огромное значение, он показывает нам, что, несмотря на социальные катаклизмы, простой человек может получить право на свое личное человеческое счастье, несмотря ни на что. пусть вокруг творится странное, пусть судьба бывает немилостива, пусть грозит смертельная опасность и позор, но начало оказывается сильнее.